Управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области

Город Кострома, улица Калиновская, дом 38, 4 этаж

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

 

На главную

 

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

 

Международной

научно-практической конференции

«Региональная конкурентная политика:

теоретические и прикладные аспекты»

 

Кострома,  25 апреля 2007 г.

Заслушав и обсудив доклады, выступления и сообщения представителей органов власти, высших учебных заведений, объединений предпринимателей и потребителей, участники Международной научно-практической конференции «Региональная конкурентная политика: теоретические и прикладные аспекты» пришли к следующим выводам:

 

А. Значение конкурентной политики:

 

o     Развитие конкурентных отношений служит необходимым условием эффективного воздействия рыночных механизмов на обеспечение устойчивого экономического роста, решение социальных задач.

o     Конкуренция является неотъемлемым, органичным свойством рынка, и эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления.

o     Повышение конкурентоспособности предприятий, отраслей, регионов зависит как от адекватности национальной конкурентной политики, а также и от проведения эффективной региональной конкурентной политики.

o     Конкуренция на любом рынке защищает потребителя-гражданина как конечного покупателя от негативных проявлений недобросовестного бизнеса и антиконкурентных действий органов власти.

o     Без цивилизованных потребителей и законопослушных добросовестных предпринимателей невозможно достижения такого уровня  народного хозяйства, при котором подавляющее большинство граждан страны ощутили бы на себе преимущества конкурентной рыночной экономики.

o     Неотъемлемым условием развития цивилизованного рынка являются прозрачность для общества работы органов власти и естественных монополий, а также независимая общественная  оценка общего состояния конкурентной политики в стране и регионах и оценка деятельности соответствующих органов власти по проведению в жизнь конкурентной политики.

 

Б. Проблемы осуществления конкурентной политики:

 

§      отсутствие однозначности понимания конкурентной политики и её содержания, как среди научного сообщества, так и среди руководителей государственных и муниципальных органов власти, политиков и законодателей;

§      низкая осведомленность государственных и муниципальных служащих, предпринимателей и потребителей о характере и целях проводимой конкурентной политики и преимуществах её реализации;

§      социально-экономические программы развития регионов не учитывают приоритетности конкурентной политики и необходимости защиты потребительских прав граждан;

§      многие руководители органов власти и их структур, декларируя необходимость конкуренции, на практике решают вопросы устаревшими методами, присущими централизованной экономике, а не рыночной, порой оказывают сопротивление рыночным преобразованиям;

§      отсутствует достаточное количество научных и прикладных разработок в области теории конкурентной политики государства и регионов и практики её реализации;

§      отсутствуют комплексные образовательные программы по конкурентной и потребительской политике и праву, не достаточно учебников и учебных пособий;

§      дисциплины по основам конкурентной и потребительской политике и праву не находят своего отражения  в государственных образовательных стандартах и программах высшего профессионального обучения;

§      конкурентное право как научная система взглядов полностью ещё не сформировалась несмотря на большую проделанную работу  в этой области;

§      недостаточное участие руководства субъектов РФ, органов местного самоуправления и главных федеральных инспекторов в коллегиальном рассмотрении проблем конкурентной и потребительской политики в регионах и на территориях муниципальных образований;

§      неоднозначна и нередко противоречива позиция судов по вопросам применения действующего предпринимательского и антимонопольного законодательства, что наносит серьезный ущерб единообразному применению права на всей территории страны и доверию к судебной системе как высшему контрольному органу в государстве.

 

В. Направления дальнейшего развития конкурентной политики:

 

Первое – Дальнейшее совершенствование конкурентного права, критериев конкурентной политики на основе выработки единой концепции осуществления конкурентной и потребительской политики в стране. 

Второе – Просвещение и образование населения основам рыночной экономики, конкурентной политики и защиты прав потребителей и создание на этой основе кадрового потенциала модернизации страны, соответствующего задачам развития рыночной экономики.

Третье – Создание условий для развития бизнеса и поддержки предпринимательства, особенно малого.

Четвертое – Защита рынка от антиконкурентных действий органов власти, чиновников, монополистов и нечестных предпринимателей.

Пятое – Защита законных прав и интересов потребителей от негативных проявлений рынка и недобросовестных действий бизнеса.

Шестое – Защита законных прав и интересов предпринимателей от проявлений бюрократизма, коррупции чиновников и чрезмерного вмешательства органов власти в рыночные отношения.

Седьмое – Независимая общественная оценка эффективности проводимой в стране конкурентной политики и деятельности соответствующих органов власти в сфере конкуренции и потребления. Деятельность органов власти и естественных монополий должны стать в нашей стране Сферой общественных интересов.

Участники конференции пришли к выводу о необходимости создания научно-исследовательских структур по проблемам конкурентной и потребительской политике и праву на национальном и региональном уровнях, а также о целесообразности учреждения научно-методического журнала по данной тематике.

 

На основе высказанных мнений и позиций выявившихся в дискуссиях, теоретического и прикладного порядка по вопросам научного обоснования, имеющейся практики и перспектив развития конкурентной политики в Российской Федерации участники заседаний приняли следующие

 

РЕКОМЕНДАЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ:

1.  Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1.1.               В своей деятельности руководствоваться пониманием того, что ведущая к экономическому и социальному успеху политика правительства может быть эффективной, когда эта политика создает среду, обеспечивающую добросовестным предпринимателям возможности достижения конкурентных преимуществ; недопущением вовлечения правительства непосредственно в сам процесс конкуренции.

1.2.               Осуществить комплекс мер по обеспечению в стране единства национальной и региональной конкурентной и потребительской политики с учетом местных условий.

1.3.               Регулярно проводить оценку осуществления конкурентной и потребительской политики во всех регионах страны, оценку деятельности региональных и местных властей по созданию административных барьеров на основании общих для всех критериев.

1.4.               Создать условия для проведения независимой общественной (экспертной) оценки:

а) деятельности федеральных органов власти, участвующих в осуществлении конкурентной политики,

б) развития отдельных отраслей с целью разработки мер по повышению их конкурентоспособности,

в) реализации «Федеральной программы реформирования судебной системы» по обеспечению прозрачности деятельности судов.

1.5.       Разработать программу создания кадрового потенциала модернизации экономики, как одного из конкурентных преимуществ страны в международном разделении труда, в рамках которой осуществить повышение квалификации и переподготовки кадров по основам конкурентной и потребительской политики и права для государственных, муниципальных, правоохранительных  и судебных органов, от которых во многом зависит эффективность проведения конкурентной политики и поддержание правопорядка в рыночных отношениях.

2.  Рекомендовать региональным органам  власти и органам местного самоуправления:

2.1.               Осуществлять региональную конкурентную политику как важнейшую и неотъемлемую часть стратегии социально-экономического развития региона, муниципального образования.

2.2.               В региональном нормотворчестве руководствоваться приоритетом конкурентных принципов развития экономики и защиты прав потребителей.

2.3.               Разработать и реализовать программы развития региональных рынков с целью повышения их конкурентоспособности.

2.4.               Создать условия для проведения в регионах независимых общественных (экспертных) оценок проводимой конкурентной политики, деятельности региональных и местных властей в  этом вопросе, а также оценку развития отраслей и выявления административных барьеров.

2.5.               Создавать равные условия деятельности хозяйствующих субъектов, их доступа к ресурсам субъектов РФ и муниципальных территорий, в том числе при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд с обязательным привлечением представителей общественности.

2.6.               Осуществлять межведомственных диалог и диалог с общественными объединениями предпринимателей и потребителей с целью преодоления противоречий при осуществлении конкурентной политики и защиты потребительских прав граждан региона, для чего создать координационные органы в субъектах РФ по проблемам конкурентной и потребительской политики.

2.7.               Способствовать изучению основ конкурентной и потребительской политики и права во всех формах образования с целью формирования на этой основе современного кадрового потенциала региона.

3.  Рекомендовать Министерству образования и науки РФ:

3.1.               Ввести в практику государственный заказ на подготовку специалистов в области организации производства и инновационной деятельности, способных в полной мере решать задачи обеспечения конкурентоспособности предприятий, отраслей, регионов.

3.2.               Предусмотреть в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов системы высшего профессионального образования изучение основ конкурентной и потребительской политики и права, в том числе путем введения комплексного курса по организации конкурентоспособного производства, изучению основ антимонопольного законодательства и конкурентных стратегий, защиты прав потребителей, для чего разработать комплексные программы  обучения студентов, направленные на формирование понимания ими сути и целей потребительской и конкурентной политики и воспитания студентов как цивилизованных потребителей и добросовестных предпринимателей.

3.3.               Разработать программу научных исследований с целью выработки комплекса мер, который будет способствовать формированию единого понимания конкурентной и потребительской политики страны, региона, муниципального образования. 

4.      С целью продолжения начатой на Конференции работы считать необходимым:

4.1                 Направить данную Резолюцию Правительству РФ, органам власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, научным и образовательным учреждениям.

4.2                 Провести Вторую Международную научно-практическую конференцию «Региональная конкурентная политика: теоретические и прикладные аспекты» в осенью 2008 или весной 2009 года. 

 

Резолюция единогласно принята

участниками Конференции

25 апреля 2007 года.

Кострома.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на УФАС России обязательна.