Управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области

Город Кострома, улица Калиновская, дом 38, 4 этаж

 

Публикации

 

30.01. – 05.02.2007, газета " Костромские ведомости " стр. 38

Рубрика: ПЕРВЫЕ ЛИЦА

 

Рубрика "Первые лица" как нельзя кстати подходит, чтобы написать в ней о начальнике управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области Павле Викторовиче РОМАНЦЕ. Он первый из костроми­чей, чья книга находится в библиотеке ООН (в этой организации он работал экспертом), один из первых, кто стал внедрять у себя в управлении западные методы работы, и один из тех костромичей, чьи критические статьи о принятых законах читают даже в Правительстве России.

 

Наш человек в Женеве

 

Даже если бы Павел Романец ничего не сделал и не написал, кроме одной-единственной книги — "Философия Потребления", этого было бы достаточно, чтобы его имя осталось в истории. Сам он так, конечно, не думал. Но ощущение того, что сделал что-то значимое и, может быть, главное, появилось сразу, как только поставил последнюю точку. Не зря он даже из Костромы тогда на время уехал — чтобы не беспокоили, не мешали сосредоточиться.

Официальное приглашение в Женеву пришло ему в 2001 году. А после презентации "Философии" в Москве, Петербурге и Женеве выяснилось, что до этого никто серьезно не изучал этот вопрос — книга из Костромы вообще оказалась первой в мире, в которой впервые были сформулированы законы, по которым живет наше "общество потребления".

— По десять экземпляров книги — на английском и русском — было передано представителями посольства РФ в Швейцарии в библиотеку ООН в моем присутствии с "бабочкой", — с ироничной улыбкой рассказывает Романец.

На его месте человек с менее устойчивой психикой давно бы уже заболел манией величия. В конце концов, когда ученые всего мира ссылаются на твою работу — а таких ссылок за пять лет уже больше ста, это вызывает уважение.

О командировках в Женеву он рассказывает, как о чем-то само собой разумеющемся, ну вот как в Нерехту, например.

— И что, вы в ООН все время с "бабочкой" приезжали или там можно работать в обычных строгих костюмах? — уточняю я.

— Да в джинсах, — машет рукой Романец. — Там все просто, по-рабочему. Женщины могут надеть национальные костюмы, если председательствуют на каком-то заседании. А так главный принцип — чтобы было удобно.

Мне не очень удобно, но я, все-таки не удержавшись, спрашиваю:

  Павел Викторович, а представляете, когда-нибудь вашим именем назовут крупный торговый центр или рынок? Где еще столько благодарных потребителей найдешь вместе?

  Не дай Бог! В гробу пере­вернусь! — пугается Романец и машет руками. — Только вот имя трогать не надо.

 

Он это сделал!

 

Гораздо больше увековечения собственного имени его сегодня беспокоит другой вопрос, при упоминании о котором большинство, скорее всего, начнет зевать от скуки. Это вступивший в действие в прошлом году федеральный закон о госзакупках. Романец рассказывает об этом так же интересно, как Акунин о Фандорине — просто настоящий детектив. Недаром в октябре прошлого года, когда вице-премьер Дмитрий Медведев проводил заседание по госзакупкам, на столе перед ним лежал журнал, развернутый на статье Павла Романца по разгрому этого закона. Хотя на самом деле костромич был одним из первых, кто заговорил о необходимости регулирования государственных и муниципальных закупок в России. Об этом он узнал во Франции, где был на стажировке. Все изучил, уточнил, понял, восхитился и приехал с идеей домой.

— Когда в 1995 году в Москве на коллегии Министерства по антимонопольной политике я впервые поставил этот вопрос, зал хохотал. Люди не понимали даже, что это важный вопрос, — рассказывает Романец. — В следующий раз, когда я снова об этом заговорил, уже создали рабочую группу. Начали разрабатывать законопроект — в Госдуме он потом не прошел. Тогда Немцов сделал выдержки из этого проекта и подписал у Деда (у Ельцина), и вышел знаменитый 305-й указ. Это был 97-й год, с этого момента началась борьба за конкуренцию при госзакупках.

Он очень просто и понятно рассказывает, за что тогда боролся и за что продолжает бороться сейчас, когда появился новый закон: чтобы была экономия бюджета, чтобы не было коррупции, чтобы к госзакупкам был равный доступ всех хозяйствующих субъектов. По-другому нельзя в стране, где даже после приватизации 70 процентов оборота остается во власти государства, а термин "гупизация всей страны" (от слова ГУП — государственное унитарное предприятие) экономисты рассматривают как опасный фактор для экономики.

О проблемах предпринимателей Романец знает не понаслышке. Кто не в курсе — он сам в конце восьмидесятых занимался строительным бизнесом.

  Не жалеете, что ушли? — спрашиваю.

  В зависимости от того, какую политику проводит государство, — отвечает Романец. — Когда вижу, что есть идеи и их пока никто не реализовал — жалею. А когда бизнесу ставят очередные препоны — нет, конечно. Говорю себе: "Ты с твоим характером точно загремел бы".

Кстати о характере: история 12-летней давности с первым законом о госзакупках много о чем говорит. Выходит, ни непонимание, ни насмешки и хохот, ни отк­ровенное противодействие остановить Романца не очень-то могут, если он уверен в своей правоте. Он просто прет как танк.

— Если я знаю, что так должно быть, меня больше ничего не волнует. Главное, чтобы дело было сделано. Знаете, — прищуривается, — в Америке есть такое выражение: "Я это сделал!"

Романец сжимает кулак и резко рубит локтем воздух.

 

Про стажировки и диссертации

 

В Америке он тоже был на стажировке. Поехал учиться, со своим характером сразу же начал задавать вопросы и делиться соображениями. После занятий ему предложили стать преподавателем Международного института права и читать лекции в России, что он несколько лет и делал.

Уже 15 лет первым в стране Павел Викторович преподает в КГТУ "Конкурентное и потребительское право". Я позавидовала его студентам, когда уточнила, только ли лекции он читает или еще ведет семинары.

— Я преподаю по-другому, — рассказывает Романец. — Мы сразу изучаем нормы права и рассматриваем их на конкретных делах. Я говорю: "Учебников нет и не надо. Самое главное — это несколько законов, которые у каждого должны быть на парте". И учу читать и применять эти законы. Конечно на базе теории, и семинары проводятся тоже.

Уже несколько лет подряд студенты с третьего курса начинают работать стажерами в территориальном управлении ФАС — эту практику Романец тоже привез из Америки. В прошлом году всего на че­тыре вакансии претендовало 26 человек. Они проходили специальный конкурс, и многие про­демонстрировали такие хорошие знания, что пришлось два места еще добавить — жаль было терять ребят. Все они не только работают на управление, но и создают дипломные проекты по тематикам управления.

Для многих коллег по университету загадка, почему, имея почти две сотни публикаций, 17 авторских учебных программ, 6 сборников и 33 книги и брошюры, из них 12 пионерных, Романец до сих пор не имеет ученой степени. Но на предложения оформить ее "по совокупности" Павел Викторович только отмахивается: времени жалко.

Тем не менее Романец — профессор и академик Международной академии информатики, заслуженный экономист России. Еще пять лет назад, когда компьютера не было даже в кабинете тогдашнего мэра Костромы, в Костромском антимонопольном управлении разработали и внедрили единую информационную систему — снова первые, теперь уже среди всех территориальных управлений своего министерства. Сегодня с компьютером главный костромской антимонопольщик не расстается. Причем он намеренно отдал предпочтение легкому компактному лэп-топу, чтобы в любой момент его можно было взять с собой. А на тот случай, если вдруг придется записать какие-то мысли или новые идеи, в кармане всегда смартфон.

 

С писателями — на ты

 

Пока мы разговаривали с Павлом Викторовичем, я лично смогла убедиться в том, что он настойчиво повторял: мол, мой руководящий пост ничего не значит, я не родился федеральным чиновником и не воспитывался им, для меня главное — творческое отношение к любой работе, это вообще мой жизненный принцип...

Аккурат на этих словах — ну вот бывают совпадения — Романцу позвонила костромская поэтесса Мария Чапыгина — просто так, узнать, как дела, когда собирается встретиться со своими друзьями-литераторами. Оказывается, многие костромские писатели, художники, музыканты с ним на ты. Больше того, некоторые из них зовут его "Виктор". Потому что свои литературные произведения он печатал часто под псевдонимом "Виктор Акатов". Сейчас он закончил большую 500-страничную повесть о человеке, прошедшем Чернобыль. Все события в ней — документальные (Романец не только много лет работал в атомной энергетике, но и принимал участие в ликвидации аварии в Чернобыле в 1986 году. —М.У.).

Вопрос, где взять время на все творческие интересы — литературу, рисование, музицирование, перед Романцом не стоит. Он с юности научился планировать и свое время, и время тех, кто с ним работает.

  Бедная ваша жена, — делаю я вывод.

— Она не бедная, она мудрая, — поправляет Романец. — Пятьдесят процентов того, что я достиг, — это заслуга Любы. Она меня чувствует лучше меня самого.

В самом конце разговора, когда, кажется, Романец уже удивить точно ничем больше не сможет, выясняется, что помимо трех высших образований у костромского антимонопольщика еще и диплом об окончании театральной студии в Днепропетровске.

— И кого вы там играли?

— Изображал толпу.

Толпу Павел Викторович давно не изображает. Сегодня достаточно произнести его имя и фамилию, и всем в Костроме будет понятно, о ком речь, что он уже сделал и еще может сделать. Сам он говорит, что был бы счастлив, если бы антимонопольная служба в России, для создания и нормального функционирования которой он сделал немало, набрала бы такую же силу, как на Западе. Как в США, например, где с ней не смог тягаться даже Билл Гейтс. Или как в Финляндии, где ни один бизнесмен не начнет новое дело, заранее не обратившись за консультацией к антимонопольщикам.

— Нам не нужны нарушения, — говорит Романец. — Мы не гонимся за статистикой и не радуемся, когда пресекаем очередное. Нам нужно, чтобы бизнес делался только по закону и ему не мешали проходимцы и бюрократы.

 

Мария УШАНОВА.

 

15.11.2006, "Средний класс" № 45 (91)

УГОЛЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ

УФАС ОБЕЩАЕТ НАКАЗЫВАТЬ ПО МАКСИМУМУ НАРУШИТЕЛЕЙ ЗАКОНА О РАЗМЕЩЕНИИ ГОСЗАКАЗОВ

 

АНТИМОНОПОЛИЗМ

9 ноября руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Костромской области (УФАС) Павел Романец провел пресс-конференцию. Ее темой стала ситуация с размещением госзаказов на топливном рынке, о которой наша газета уже писала (см. «СК» №44 за 8 ноября).

На сей раз господин Романец не просто в очередной раз расставил акценты в этом деле. Он пригрозил чиновникам серьезными последствиями, если те будут всеми правдами и неправдами обходить антимонопольный орган. При этом шла речь не только о лицах, задействованных в данной конкретной истории, а вообще обо всех, кто будет замечен в нарушении федерального закона № 94, регулирующего размещение госзаказов на товарных рынках.

Как сообщил Павел Романец, летом этого года при организации и проведении конкурса на закупку каменного угля для Костромской области (общая сумма сделки составила почти 200 млн рублей) было допущено несколько серьезных нарушений.

Организатор - областное управление ЖКХ - по словам господина Романца, первоначально конкурсную документацию сделал под уголь из Хакасии. «Сами решили определить, уголек какого бассейна им подходит», - прокомментировал это действие Павел Романец.

После того как другие участники конкурса высказали претензии по этому поводу, организатор торгов документацию переделал. «При этом, - заметил Романец, - он не сослался ни на один ГОСТ, но указал, какая должна быть зольность. А почему только зольность, если существует четыре показателя качества угля - зольность, массовая доля серы, хлора и мышьяка?»

По мнению главного костромского антимонопольщика, такой подход организаторов конкурса сократил число участников и не позволил комиссии правильно оценить качество закупаемой продукции. А это, заметил Павел Романец, уже вопрос безопасности, поскольку некачественный уголь не просто плохо горит, он выделяет опасные для здоровья людей вещества. Накапливаясь в организме, они могут привести к болезням и даже смерти.

После того как УФАС выписал предписание об устранении нарушений, управление ЖКХ обратилось в суд с требованием опротестовать антимонопольный документ. В этом случае действие предписания приостанавливается до вынесения судебного решения. «Возникает вопрос: почему они решили обойти антимонопольный орган, не выставив никаких возражений? - говорит Павел Романец. - С целью провести конкурс «как хотим».

Конкурс состоялся. Его победителем было признано ЗАО «Февраль» (Кузбасский угольный бассейн). Однако это предприятие не представило необходимых сертификатов и других документов, оформленных надлежащим образом. Тем не менее, конкурсная комиссия выбрала именно кузбасский уголь. На недопустимость этого устроителям торгов указал и областной департамент промышленности.

В итоге получатели угля оказались в довольно уязвимом положении. По закону участники конкурса могут в течение полугода оспорить результаты, и суд но формальным признакам вправе их иск удовлетворить. Но тогда поступление угля может на какое-то время приостановиться, а областной бюджет понести значительные убытки.

Как заявил Павел Романец, он получил от московского руководства четкие указания - наказать виновных по этому делу по максимуму. И это будет сделано, пообещал он, как только закончатся суды. В то же время опротестовывать результаты конкурса УФАС не будет, поскольку понимает, что это может сорвать отопительный сезон и привести к социальному взрыву. Что же касается угля, то антимонопольная служба намерена проверить его качество, чтобы убедиться в том, что продукт безопасен для использования в бытовых целях.

Кроме того, руководитель УФАС пообещал, что больше он либеральничать не будет, все виновные получат максимальное наказание по любым делам, связанным с закупками. «Особенно, - подчеркнул господин Романец, - когда это делается умышленно, чтобы обойти закон».

Зоя ТАТАРЧУК.

14.11.2006, Хронометр-Кострома № 46

УГОЛЕК С МЫШЬЯКОМ?

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

«Конкурс по поставкам угля для нужд ЖКХ проведен с серьезными нарушениями», - заявил на пресс-конференции 9 ноября руководитель Костромского территориального управления Федеральной антимонопольной службы Павел Романец. Из-за скандалов вокруг централизованных поставок топлива среди зимы жители области могут остаться без тепла.

— Павел Викторович, Костромская область уже не первую зиму сталкивается с проблемами при поставках топлива. Некоторые из этих проблем закончились возбуждением уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников. Что произошло на этот раз?

— 25 июля этого года областное управление ЖКХ провело открытый конкурс на поставку топлива на отопительный сезон 2006-2007 годов для котельных и бытовых нужд населения. При этом конкурсная документация была необоснованно составлена под марку угля конкретных месторождений, без ссылки на ГОСТ. Однако, при указании марок угля были указаны требования только к двум параметрам качества предельная зольность и предельная доля общей серы. Между тем ГОСТом при определении качества угля учитываются четыре показателя содержания вредных примесей при сжигании угля, которые являются важными критериями безопасности товара: зольность, массовая доля серы, хлора и мышьяка. Конкурсная комиссия при принятии решения должна была оценивать все эти показатели в совокупности. В результате число участников конкурса оказалось необоснованно сужено.

— К чему это привело?

— Управлению ЖКХ Костромской области было предписано внести изменения в конкурсную документацию. На это требовалось всего один – два дня. Однако Управление ЖКХ Костромской области решило обойти закон и федеральный орган, лишь бы, во что бы то ни стало, провести конкурс. Предписание было обжаловано в суде, и конкурс проведен без изменения его условий. Но нарушение от этого не исчезло. Более того, победителем конкурса признана организация, часть документов которой была оформлена ненадлежащим образом. Теперь может сложиться ситуация, когда любой участник конкурса обжалует его результаты в суде, и в случае отмены его результатов, это ударит по бюджету Костромской области и по населению. Вот цена неподготовленности и спешки.

— Но как именно все это отразится на костромичах?

— В разгар отопительного сезона последствия могут быть очень плачевными. Поставки угля по заключенным договорам идут с сентября месяца. Если сейчас выяснится, что поставленный нам уголь небезопасен и кто-нибудь в котельных или в каком-нибудь доме, не дай бог, наглотается мышьяка, сделка может быть расторгнута. В случае отмены результатов конкурса через суд в графике поставок может образоваться «яма»: люди среди зимы останутся без тепла.

— Кто несет за это ответственность?

— На подготовку к реализации закона о размещении заказов чиновникам был дан 2005-й год, плюс половина 2006-го. Огромное количество чиновников было обучено, потрачены колоссальнейшие бюджетные деньги. Чиновник должен нести ответственность перед обществом за свои действия, противоречащие закону. Больше уговоров и либерализма не будет. Ни с кем. По любым нарушениям законодательства о закупках мы будем наказывать жестко. В Российской

Федерации уже имеется практика наложения штрафов по максимуму в размере 500 тысяч рублей за неисполнение предписаний антимонопольных органов, а также дисквалификация виновного должностного лица на срок до 3 лет.

— Кого именно вы намерены наказывать рублем: отдельные структуры или конкретных чиновников-нарушителей?

— Как показывает практика, наказывать государственный или муниципальный орган эффективнее, чем одного человека. «Попавшегося» чиновника начинают жалеть, компенсировать материальные потери от штрафов премиями и т.п. Когда же штраф в 500 тысяч рублей накладывается, например, на муниципалитет, это становится таким ощутимым ударом по бюджету, что тихо простить проштрафившегося нарушителя уже невозможно. Его не просто накажут рублем, но и могут снять с должности. Вопросы размещения заказов имеют очень важный и часто социально-значимый характер, поэтому антимонопольным органам предписано пресекать любые нарушения в этой сфере самым жестким образом.

Анна СКУДАЕВА.

Октябрь 2006, Костромской предприниматель № 20 (104)

 

Три этапа антимонопольной службы

 

14 октября свой 60-летний юбилей отмечал руководитель УФАС по Костромской области Павел Романец, а 17 октября исполнилось 15 лет со дня выхода в свет постановления правительства РФ о создании системы территориальных органов антимонопольной службы.

"КП" не мог не заметить эти важные даты, ведь именно Павел Романец стоял у истоков развития предпринимательства в нашей области, а возглавляемый им орган все 15 лет так или иначе поддерживал и защищал

деловую среду.

- Павел Викторович, вы до прихода в антимонопольную службу уже имели свой бизнес?

- Еще работая на строительстве Буйской АЭС, я занимался внедрением различных методов хозрасчета и арендного подряда. Когда появился закон "О кооперации", включивший зеленый свет развитию предпринимательства в стране, ко мне потоком пошли люди, зная, что я серьезно увлечен всеми этими новыми формами и методами. Так уж получилось, что мне пришлось многим помогать по созданию кооперативов, арендных бригад, подрядных и арендных предприятий. Тогда же я решил сам заниматься бизнесом. И дело пошло. Меня включили в состав областного совета предпринимателей. Затем этот совет и выдвинул меня на должность руководителя антимонопольной службы. Были, конечно, и другие предложения, в том числе работать в администрации области, но так уж получилось, что я связал свою судьбу с антимонопольной службой.

- Выбор - дело хорошее. Но как бросить бизнес, особенно если он успешный?

- Я долго сомневался. Но, поразмыслив, что если меня выдвигает так много людей и я окажусь на этой должности более полезным, занимаясь не только своим бизнесом, а поддержкой всего предпринимательского движения, я принял решение. Дело в том, что первоначально наша служба именовалась Госкомитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Нужно было не только заниматься вопросами конкуренции, но и политикой в этой сфере. В то время некоторые предприниматели вошли во властные структуры. Как их сегодня называют - выходцы из первой "волны".

- Значит, и вы, Павел Викторович, из этой самой "волны"?

- Вообще-то можно так сказать: тогда появились новые формы хозяйствования, рамках старой системы.

- И, понятно, что прежняя система отчаянно сопротивлялась?

- Были свои сложности. Но сегодня организовать новый бизнес гораздо сложнее, чем тогда. С другой стороны, сопротивление сегодня иного порядка. Оно уже не со стороны одной системы по отношению к другой, а приспособившихся к новой системе людей и коррупционеров. И это сегодня очень мешает бизнесу. В истории нашей страны такого уровня коррупции, как теперь, никогда не было.

- Об этом хотя бы уже говорят...

- В сентябре первый заместитель премьера Дмитрий Медведев прямо сказал, что, например, размещение заказов для государственных и муниципальных нужд является одним из самых коррупционированных направлений. Кстати, в том же месяце в одном из политических журналов вышла моя статья. "Госзаказ на коррупцию",

- Павел Викторович, вашей службе в свое время удалось-таки способствовать становлению новых экономических структур, а затем...

- В названии антимонопольного управления появилась фраза "поддержки предпринимательства". Потому что потребовалось уже поддерживать этот "локомотив" развития страны, В то же время мы постоянно проводили антимонопольную политику. Чтобы конкуренция в любой сфере была честной, справедливой. А там, где она невозможна, необходим эффективный контроль государства. Ограниченное количество людей в стране знало, как это делать,

- Но, если не ошибаюсь, в 2003 году, когда началась административная реформа, из названия вашей службы ушли названия "антимонопольная политика" и "предпринимательство". Почему?

- Очевидно, законодатель полагал, что политику как таковую осуществлять уже не нужно - все нормативно-правовые акты были подготовлены, антимонопольная политика была осознана, поэтому оставалось лишь вести контроль, чтобы никто не мешал этой самой политике.

Что касается поддержки предпринимательства, то к тому времени пришло понимание: эту поддержку должна осуществлять исполнительная власть, причем на всех уровнях.

- Вероятно, не случайно изменение законодательства о конкуренции?

- Случайного ничего не бывает. 26 октября вступил в силу новый закон "О защите конкуренции", Прежние законы назывались: "О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках" и "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг". Теперь эти законы объединены и кардинально изменены.

Идея нового закона в том, что там, где есть конкуренция, ее не должно быть меньше. Нужно все делать для того, чтобы она развивалась.

А там, где конкуренция невозможна, должен быть усилен контроль.

Если кратко подвести итоги, то за 15 лет антимонопольная политика прошла три этапа своего развития.

Беседу вел

Сергей АРИСТОВ

 

31.10.2006, РосБизнесКонсалтинг

Генпрокуратура предупредила высокопоставленных чиновников

 

Шесть высокопоставленных российских чиновников получили от Генеральной прокуратуры предостережения о недопустимости нарушения законов. В заявлении Генпрокуратуры говорится о персональной ответственности руководителей федеральных органов в случае выявления нарушений.

Предостережения получили руководитель Росстроя Сергей Круглик, глава Рособразования Григорий Балыхин, главы Росавиации и Росморречфлота Александр Юрчик и Александр Давыденко, руководитель Роспатента Борис Симонов, а также заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Игорь Голиков.

В заявлении Генпрокуратуры говорится, что в Росстрое, Рособразовании, ФНС России выявлены нарушения законодательства, регламентирующего порядок осуществления закупок для государственных нужд.

"Вопреки требованиям Бюджетного кодекса и федеральных законов названными агентствами и их подведомственными организациями допускались случаи размещения государственного заказа на выполнение работ без проведения конкурса, неэффективного использования бюджетных средств и другие нарушения, - подчеркивается в документе. - Несоблюдение требований законодательства, регулирующего порядок осуществления закупок для государственных нужд, является фактором, способствующим коррупции".

Также было установлено, что в Росавиации, Росстрое, Рособразовании, Росморречфлоте и ФНС России в нарушение закона гражданские служащие не предоставляли справки о соблюдении ограничений в соответствующие кадровые службы, а также декларации о доходах и имуществе в налоговые органы. При поступлении на госслужбу и на замещение должностей во всех вышеуказанных ведомствах отсутствовал конкурсный отбор.

Кроме того, в них не были разработаны должностные регламенты и допускались нарушения в части предъявляемых квалификационных требований по уровню образования или стажу работы. "Указанные нарушения подрывают авторитет государства и могут причинить вред охраняемым законом правам граждан, государственным и общественным интересам", - говорится в заявлении Генпрокуратуры.

В документе также указывается, что в деятельности Роспатента были выявлены нарушения законодательства в сфере интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков, несоблюдение которого нарушает права и законные интересы владельцев объектов интеллектуальной собственности.

РосБизнесКонсалтинг

10.10.2006, Политический журнал №36 (130)

Госзаказ на коррупцию

Павел РОМАНЕЦ, руководитель Костромского управления Федеральной антимонопольной службы России

Вступивший в силу с нынешнего года Федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при ряде достоинств лишь усугубляет негативные тенденции в этой сфере деятельности. Смысл и характер этого документа вполне может быть определен высказыванием известного немецкого писателя Иоганна Готфрида Зейме: «В некоторых государствах законность облекают в такую форму, что она становится ужаснее беззакония». Написано это было еще в конце XVIII в., однако не утратило актуальности и поныне. Во всяком случае, судя по вышеуказанному закону.

 

ЧТО ОЖИДАЛИ?

 

Огромное количество нарушений государственными и муниципальными заказчиками законодательства в области закупок, в частности, основных принципов конкурсного размещения заказов (открытости, прозрачности, равных условий и прав участников конкурса, состязательности, независимости) зачастую дискредитируют саму эту систему. Закон № 94, казалось бы, должен был способствовать усилению контроля за соблюдением заказчиками, коммерческими организациями и должностными лицами органов власти законодательства о размещении заказов.

Конечно, есть в новом законе ряд положительных моментов. Так, впервые сняты ограничения на участие иностранных поставщиков в процессе государственных и муниципальных закупок. Уточнены положения, регулирующие порядок размещения заказов. Способы размещения заказа разделены на размещение путем проведения торгов и размещение без проведения торгов. При этом четко определены условия, при которых могут применяться те или иные процедуры размещения заказов. Помимо конкурсов и запроса котировок установлена возможность проведения закупок в форме аукционов, в том числе открытых аукционов в электронной форме. Расширен спектр процедур закупок без проведения торгов, а также введена новая процедура – закупка на товарных биржах. Установлены ценовые пороги применения тех или иных процедур.

Хотя вышеперечисленные новации прогрессивны и без введения их в действие обойтись нельзя, все же они второстепенны и не могут обеспечить конечных целей регулирования и организации закупок для государственных и муниципальных нужд.

Общество и бизнес, передовые экономисты, юристы, политики ожидали, что новый закон будет способствовать экономии бюджетных средств, снижению коррупционности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также способствовать обеспечению равного доступа к государственным и муниципальным финансовым ресурсам и пресечению антиконкурентных действий. Однако этим надеждам не суждено сбыться.

 

ЧТО ПОЛУЧИЛИ?

 

В законе совершенно не была учтена практика применения государственных и муниципальных закупок в форме конкурсов и запросов котировок за последние годы. Исследования, проведенные на уровне достаточно типичного субъекта Российской Федерации, как и изучение всей судебной практики страны, показали, что за последние годы в этой сфере на местах выработался устойчивый механизм проведения закупок по принципу предопределенности итогов запроса котировок, конкурсов и аукционов. Как многие говорят, «победитель заранее известен». Среди должностных лиц органов власти и руководителей так называемых придворных коммерческих организаций процветает правовой нигилизм, возрастает уровень коррупционности. Реальная эффективность закупочного процесса практически сводится к мизерным цифрам, не окупающим затраты на проведение размещения заказов.

Исследования и изучение законодательства именно с точки зрения практики показывают и неэффективность нового закона о государственных закупках. Он не только не обеспечивает экономию бюджетных средств, но и создает новые условия для усиления коррупционности при размещении заказов.

На территории только одной достаточно средней для России Костромской области действуют 3,5 тыс. государственных федеральных, областных и муниципальных заказчиков. Каждый из них должен иметь по три комиссии, которые занимаются размещением заказов. Количество же размещаемых товаров, работ и услуг исчисляется десятками у каждого заказчика. Если экстраполировать эти данные на всю Россию, то получается, что по стране за год будет проводиться не менее 20 млн заседаний комиссий. Проконтролировать эту массу невозможно. Все комиссии создаются из работников одного и того же органа или учреждения, а это означает, что все члены комиссий являются по сути как бы аффилированными лицами. Из-за прямой или косвенной соподчиненности все члены комиссий имеют конфликт интересов, что запрещено федеральным законодательством о государственной и муниципальной службе.

Совершенно понятно, что органы контроля субъектов Российской Федерации или муниципалитетов в подавляющем большинстве не будут действовать независимо против высоких чиновников собственной администрации. Особенно это характерно для районных округов и сельских поселений, где долго еще будет наблюдаться острейшая нехватка квалифицированных кадров по различным направлениям деятельности этих органов и где уровень авторитарного типа руководства широко распространен.

В вышеуказанных комиссиях будут заседать не менее 4 млн чиновников. А сколько контролеров понадобится содержать, чтобы проконтролировать не менее чем 20 млн сделок, санкционированных этими чиновниками? Расчеты показывают, что на это потребуется не менее 100 тыс. контролеров, и обязательно федерального уровня. Да еще надо будет содержать контролеров за этими контролерами. Вот это та самая неразбериха, которая умышленно или неумышленно, но как будто специально создана самой властью на радость казнокрадам.

Посмотрим теперь на эту проблему с другой стороны. Закон дал зеленый свет распылению закупаемых объемов товаров на мелкие составляющие партии для каждого органа и учреждения. Это не позволит экономить бюджетные средства на масштабе закупок крупных партий у надежных и организованных поставщиков. Более того, такой механизм закупок будет способствовать резкому увеличению числа торгов с одним участником или вообще срыву торгов. К тому же это приведет к увеличению количества размещения заказов запросом котировок или вообще без каких-либо процедур из-за малой стоимости заказов.

Конституцией России четко определено, что регулирование конкуренции, борьба с коррупцией, бюджетное регулирование, установление основ государственной и муниципальной гражданской службы – все это является исключительной компетенцией и прерогативой Российской Федерации. Несмотря на эти требования, закон № 94 передал вышеуказанные функции на уровни субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.

Что можно придумать более удобного для тех начальников, кто привык лично или комиссионно, а по сути келейно, под одобрительные кивания подчиненных распределять заказы, как им угодно? Что может быть более провоцирующим новый виток коррупции в стране? Бюрократия выиграла битву за государственные и муниципальные заказы!

 

ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ?

 

В условиях пирровой победы бюрократии в который раз возникает перед нами извечный русский вопрос: «Что делать?»

Мировая практика достаточно давно ответила на него, выработав несколько подходов к формированию законов о закупках за счет государственных и бюджетных средств. Вот эти принципы.

* Ни при каких обстоятельствах чиновники не должны лично решать вопросы распределения любой суммы финансов на приобретение товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности и обязанностей власти перед государством и населением.

* При решении таких вопросов должна обеспечиваться истинная открытость и независимость, а не завуалированные под коллегиальность чиновников одного органа.

* Количество комиссий, занимающихся размещением заказов, должно быть сведено до минимума в рамках всего государства.

* Обязательно должна быть реализована независимая коллегиальность, а не соподчиненная в одном органе.

* Решения должны приниматься голосованием в комиссиях, подавляющее большинство членов которых составляют представители заинтересованных общественных организаций населения и некоммерческих объединений бизнеса, с обязательным учетом рекомендаций независимых экспертов и разъяснений видных юристов по правовым вопросам.

* Объемы закупаемых товаров, работ, услуг должны сводиться в наиболее крупные партии, чтобы можно было получать значительную экономию на масштабе объемов закупок.

* Ни в коем случае не должна создаваться специальная многоуровневая система контроля.

Эти принципы беспрекословно действуют во многих странах и давно уже не обсуждаются, а воспринимаются как само собой разумеющиеся. Возможно ли осуществление этих принципов в нашей стране? Да, возможно.

 

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Для решения проблемы предлагается внедрить на всей территории Российской Федерации «Единую систему размещения заказов за счет бюджетных средств Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления» (система ЕСРЗ).

Для этого необходимо законодательно принять шесть основополагающих решений, а именно:

1. По способам размещения заказов. Установить, что закупка товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд может проводиться только на торгах. Исключения по размеру сумм, не подлежащих размещению на торгах, упразднить. Исключения могут быть установлены только для случаев чрезвычайных ситуаций. Проводить торги в основном в форме аукционов. Установить перечень товаров, работ, услуг, по которым возможно проведение конкурсов. Проведение закупок способом котировки исключить.

2. По количеству конкурсных комиссий. Установить, что на территории любого субъекта РФ действует только одна комиссия по размещению заказов для государственных и муниципальных нужд. Аппарат этой комиссии за два квартала до наступления следующего года собирает со всех государственных и муниципальных органов и учреждений объемы закупок на следующий год, формирует эффективные размеры лотов, точные графики поставок и графики проведения торгов. Все торги должны быть проведены в первой половине года, во втором полугодии идет подготовка к закупочной кампании на следующий год. Объявление о проведении конкурсов или аукционов осуществляет конкурсная комиссия.

3. По составу членов конкурсных комиссий. В состав конкурсной комиссии в качестве постоянных членов включать только по одному представителю от администрации субъекта РФ и территориального антимонопольного органа и в качестве меняющегося члена комиссии – одного представителя подразделения администрации субъекта РФ, в ведении которого находится контроль за обеспечением соответствующим товаром, работой, услугой государственных и муниципальных нужд. Остальные члены комиссий должны избираться по обоюдному личному письменному согласию руководителя (губернатора, президента, главы администрации) субъекта РФ и руководителя территориального антимонопольного органа из числа представителей общественных объединений граждан и некоммерческих объединений предпринимателей по их письменному представлению в количестве не менее чем по три человека от каждой стороны. Состав этих комиссий утверждать сроком не менее чем на три года указом президента РФ или правительством РФ.

4. По извещениям о проводимых торгах. Публикация о проведении торгов должна осуществляться не менее чем в трех местах: в общероссийском вестнике о торгах, на сайте комиссии, в наиболее тиражной газете субъекта РФ или в той, в которой печатаются местные нормативно-правовые акты; по товарам для муниципальных нужд обязательна публикация в местной печати.

5. По исполнению контрактов. Подписание контрактов поручить специальному комиссару конкурсной комиссии в количестве четырех экземпляров, из которых по одному экземпляру направлять поставщику, заказчику и в антимонопольный орган, а один оставлять у комиссара комиссии. Все эти органы и должны осуществлять постоянный или выборочный контроль за исполнением контрактов.

6. По реализации различных категорий нужд. Определить, что государственные и муниципальные нужды могут быть двух категорий: а) для реализации обязательств перед государством и населением; б) для обеспечения работы государственных и муниципальных органов и учреждений. В соответствии с этим по подпункту «а)» торги проводятся на «закупку товаров, работ, услуг для реализации обязательств соответствующей структуры власти перед государством и населением». По подпункту «б)» торги проводятся на «услугу по материально-техническому и хозяйственному обеспечению деятельности соответствующего государственного или муниципального органа либо учреждения». При этом можно будет во всех органах ликвидировать бухгалтерии и должности заведующих хозяйством, а заработную плату централизованно перечислять на личные счета в банки.

Предлагаемая система ЕСРЗ позволит наконец реально избавиться от коррупции, обеспечить истинную открытость, независимость, справедливость, равный доступ к государственным и муниципальным ресурсам, искоренить предопределенность решений конкурсных комиссий, а кроме того сэкономить не менее 30% бюджетных средств всех уровней. Внедрение этой системы вполне осуществимо не более чем за три года. Возможность экономии трети годового консолидированного бюджета страны стоит того!

Надо приложить максимум объединенных усилий и воли, чтобы не позволить бюрократии продолжать грабить народ и государство. При этом промедление смерти подобно. Бюрократия и казнокрады зорко следят за действиями, усложняющими их жизнь или лишающими их привычных выгод. Еще не внедрены неприятные для бюрократии новации, а у нее уже готовы рецепты по их преодолению. Надо спешить осуществить перелом.

"Политический журнал" № 36(130)

 

27.07.2006, Костромской предприниматель №17 (101) сентябрь 2006 г.

Земля должна "идти с молотка"

     О коррупции в сфере строительства ходят легенды. Она пронизывает все этапы: от выделения земельного участка до сдачи помещения.

     В большей степени это касается рынка жилья - больного места российской экономики. Для коррупционеров строительный рынок - золотая жила. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев на одном из последних заседаний правительства РФ открыто заявил о том, что на рынке нет здоровой конкуренции, а стремительный   рост цен на жилье во многом вызван "коррупционными сборами".

     Для того чтобы удержать рост цен, необходимо дать свободу конкуренции на рынке жилья. Причем эти меры должны касаться всех этапов строительства и продажи жилья, начиная от выделения земельных участков. И всех территорий страны: крупных городов, областных и районных центров.

     Грубые нарушения при проведении процедуры выделения : земельных участков под жилищное строительство были выявлены управлением Федеральной антимонопольной службы в нашей области, а конкретно - в Шарье. Администрацией города были нарушены закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Земельный кодекс.

     В ходе проверки, проведенной костромским УФАС, выяснилось, что администрация не обеспечила равного доступа всем желающим предприятиям к процедуре выделения земельных участков для жилищного строительства. Проверка показала, что в аренду 000 "Стройком плюс" властями города Шарьи был предоставлен земельный участок под строительство двух 32-квартирных четырехэтажных домов. Между тем процедуры, которые в таких случаях предусматривает Земельный кодекс, проведены не были. Земля была предоставлена хозяйствующему субъекту без проведения аукциона.

      Таким образом, 000 "Строй-ком плюс" получило от администрации своеобразные льготы и преференции, проще говоря, преимущества по сравнению с имеющимися и потенциальными конкурентами. О какой бы то ни было конкуренции не могло быть и речи.

     УФАС по Костромской области после детального рассмотрения дела выдал ша-рьинской городской администрации предписание о прекращении нарушения антимонопольного и земельного законодательства путем отмены решения, на основании которого 000 "Стройком плюс" получило участок. Комиссией УФАС также было направлено письмо в адрес главы администрации, призывающее провести собственное расследование и принять меры к непосредственным исполнителям, предоставившим землю без законного основания.

     Это первый случай в нашей области, когда подобные действия были пресечены. Но не первый, когда земля продается без аукциона. Так что, можно не сомневаться: работы у УФАС непочатый край.

 

Непростая компьютеризация

Десятки фирм в Костроме занимаются продажей и обслуживанием персональных компьютеров. ПК востребованы повсеместно, в эпоху всеобщей компьютеризации без них просто не обойтись. Невозможно обойтись без компьютеров и костромским вузам, стремящимся не отставать от последних стандартов. Однако им следует помнить о правилах проведения конкурсов, в данном случае - на поставку и обслуживание оргтехники.

     Не так давно такой конкурс прошел в Костромском государственном университете. УФАС по Костромской области выявило ряд нарушений. Проверка была начата после жалоб частного предпринимателя и ЗАО, занимающихся поставкой и обслуживанием оргтехники. Согласно одной из жалоб, университет при подведении итогов конкурса использовал систему, не содержащуюся в документации, в результате чего победителем бып признан участник, предложивший наиболее высокую цену контракта.

     В ходе проверки законности конкурса выяснилось, что единая комиссия КГУ, призванная выбрать наиболее подходящего поставщика, приняла свое решение согласно балльной оценке характеристик товара и заключению группы экспертов. В соответствии с законом "О размещении заказов для государственных и муниципальных нужд", в извещении о проводимом конкурсе должны устанавливаться критерии оценки заявок и порядок определения победителя. Это позволит конкурсантам-поставщикам знать, по каким критериям их собираются оценивать. КГУ же свои критерии не опубликовало, поставщики компьютеров остались в неведении, а значит, были нарушены их права и ущемлены законные интересы.

     Кроме того, не было оговорено участие экспертов в оценке. По закону эксперты не должны влиять на решение комиссии и не имеют права участвовать в обсуждении. Независимым экспертам должны задаваться конкретные вопросы, ответы на которые прилагаются к протоколу. В случае с КГУ мнение экспертов оказалось решающим.

     Таким образом, УФАС выявило ряд серьезных нарушений, а КГУ получило предписание об устранении нарушений и отмене проведенного конкурса.

 

Новый закон о защите конкуренции

Конкуренция - основа рыночной экономики. Она позволяет предпринимателям свободно выходить на рынок, развиваться, а не быть задавленными "акулами" рынка. Для потребителей она не менее важна, так как обеспечивает широкий выбор и формирует адекватную качеству товара цену. Отсутствие же столь необходимого элемента рыночной экономики на руку разве что монополистам и стремящимся к монополизму предприятиям-гигантам.

     Новый закон, который вступит в силу 26 октября, призван ещё лучше защитить хрупкую конкуренцию, так необходимую для успешного развития предпринимательства и экономики страны в целом. В законе "О защите конкуренции" усовершенствованы положения аналогичных нормативных актов от 1991 и 1999 годов.

     Положения нового закона более четки и ясны. В нем определены новые критерии признания того или иного предприятия доминирующим на рынке, развернуты понятия монопольно высоких цен, установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты, которые выражаются как в действии так и в бездействии. Четко оговорены требования к порядку проведения государственными организациями различных уровней торгов (конкурсов, аукционов), ведь именно они в последнее время получают все больше нареканий.

     Защищая конкуренцию, закон одновременно борется с коррупцией. Впервые введено понятие "государственной помощи" - особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления. Предоставлять такую помощь, согласно закону, запрещено.

     Наряду с принятием нового закона ФАС подготовила поправки в Кодекс административных правонарушений. Предлагается ввести принципиально новый вид штрафов за нарушение антимонопольного законодательства, которые будут рассчитываться от суммы выручки нарушителя от реализации товаров (услуг) за год, предшествующий году, в котором было выявлено нарушение. За злоупотребление доминирующим положением максимальный размер штрафа составит 2%, а за картельный сговор - 4% от прошлогодней выручки.

 

ОСАГО ждет «тарифный коридор»

     Федеральная антимонопольная служба на заседании экспертного совета представила идею реформирования системы ценообразования ОСАГО - "тарифный коридор".

     ФАС предлагает дать страховщикам право на скидки до 20% от базового тарифа ОСАГО. Росстрахнадзор в свою очередь предложил открыть тарифный коридор сверху: определить стандарт услуги, которую автовладелец получает за базовый тариф, и разрешить дополнительный платный сервис в рамках ОСАГО. Так или иначе, в ведомствах рассматривают варианты либерализации этого рынка.

     Возможно, на мысль о "тарифном коридоре" ФАС натолкнули проблемы 11 страховщиков ОСАГО, предлагавших своим клиентам скидки и подарки. Это подрывает конкуренцию и указывает на то, что тариф ОСАГО завышен. При этом законодательство по ОСАГО не предусматривает никаких скидок с тарифа - прямая конкуренция невозможна.

     На заседании экспертного совета ФАС представители Минфина, администрации президента, Росстрахнадзора и ведущих страховых компаний обсудили т.н. "тарифный коридор". Антимонопольное ведомство предлагает установить нижний предел базовой ставки в 80% от базового (эта часть страховых взносов должна пойти на выплаты и формирование резервов), в пределах же оставшихся 20% страховщикам предлагается дать возможность конкурировать.

     В ближайшее время вопрос будет вынесен на обсуждение в правительство РФ.

 

Рубрика: Конкуренция и рынки - под редакцией Юлии Магнитской.

 

04.08.2006,

Принят Федеральный закон "О защите конкуренции", который в первую очередь защищает интересы потребителей

     От состояния конкуренции во многом зависят объемы товара, предлагаемого в конкретном секторе рынка и, следовательно, в итоге его ассортимент, качество и адекватная цена для любой категории потребителей.

     26 октября 2006 года вступает в силу Федеральный закон № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем с этого момента полностью или частично утрачивают силу Закон РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Федеральный закон от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

     Основное назначение нового Закона "О защите конкуренции" заключается в унификации правового регулирования отношений по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках, совершенствовании правового регулирования отношений по защите конкуренции. Установлены более ясные правовые основы государственной политики в конкуренции и средства пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках.

     Так, например, определены новые критерии признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта на соответствующем рынке, развернуты понятия монопольно низких и монопольно высоких цен; установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения и согласованные действия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и Центрального банка РФ; зафиксирован перечень действий, которые могут осуществляться только с предварительного согласия антимонопольного органа.

     Законом обобщены общие антимонопольные требования к порядку проведения всех видов торгов получателями бюджетных средств, в том числе федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

     Одним из наиболее значимых нововведением закона является понятие государственной помощи как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления и запрет на ее предоставление.

     Наряду с принятием нового закона «О защите конкуренции», Федеральной антимонопольной службой подготовлены поправки в КоАП. Предлагается ввести в КоАП принципиально новый вид штрафов за нарушение антимонопольного законодательства, которые будут рассчитываться от суммы выручки нарушителя от реализации товаров (услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение. При этом максимальный размер штрафа может составлять до 2% за злоупотребление доминирующим положением и до 4% за картельный сговор от суммы выручки нарушителя, что будет адекватно экономическому ущербу от нарушения.

     Кроме того, в КоАП могут быть введены прямые составы административных правонарушений, предполагающие дифференцированные санкции для должностных лиц (штрафы или дисквалификация сроком на 3 года) и юридических лиц (в расчете от суммы выручки).

 

27.07.2006, Средний КЛАСС

ГОСКАРМАН

МОЖНО ЛИ СЭКОНОМИТЬ НА ГОСЗАКУПКАХ?

В середине июня этого года в Костромском государственном технологическом университете прошла защита дипломов по специальности «Государственное и муниципальное управление». Среди множества интересных, основанных на местных проблемах, исследований была работа Натальи Дудиной, посвященная размещению государственных и муниципальных заказов. Выпускница сделала вывод, что закон №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу 1 января 2006 года, не только не работает, но и более того, зачастую «дискредитирует саму систему размещения государственных и муниципальных заказов». Все ли так плохо, как кажется? Собственное исследование провела корреспондент «СК» Евгения ХАРИТОНОВА.

 

ЕСЛИ ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ, ТО МОЖНО

 

     Костромское управление федеральной антимонопольной службы (КУФАС) - это тот орган, на который с 1 января 2006 года возложена функция по контролю процедуры размещения государственных и муниципальных заказов по Костромской области. На основе материалов этой организации и было проведено исследование Натальи Дудиной. Вот только несколько цифр, приведенных в дипломной работе. За период 2002 - 2005 годов в области было проведено 157 конкурсов с размещением заказов на сумму 250 миллионов рублей. Экономия бюджетных средств составила 19 миллионов 667 тысяч рублей, или 3,1 % от суммы консолидированного бюджета. Лучше среднестатистического дела обстоят только в Волгореченске, где на закупках в 2005 году удалось сэкономить 14,1% бюджета муниципального образования. Для сравнения: в Татарстане при размещении заказов экономят 18%, в Липецкой области -19%, а в Ростовской - 27%. Общемировая практика показывает, что можно экономить 20-30%.

     "Эффективность проведения конкурсов у нас настолько мизерна, - сказал на одной из пресс-конференций руководитель КУФАС Павел Романец, - что она не превышает затрат на проведение конкурсов. Хуже всего с конкурсами в городе Костроме, лучше всего в Волгореченске. В нем больше всего проведено конкурсов и, более того, с большей эффективностью, в отдельных случаях до 20%, а в среднем 14%. Это прогресс. Это говорит о том, что можно экономить, если захотеть".

     Дмитрий Белов, начальник отдела муниципального заказа администрации города Костромы: "Нельзя соизмерять итоги прошлого года с сегодняшними результатами. Основная работа по 94-му закону началась в этом году. А до 2006 года основная масса заказов размещалась у единственного поставщика. Мы не можем отдать предпочтение одному поставщику, даже если он зарекомендовал себя как добросовестный исполнитель. Мы принимаем заявки от всех, и конкурсная комиссия оценивает их, у кого предпочтительнее предложение. Поэтому целесообразнее будет сравнить 2006 и 2007 годы".

 

БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

 

     Однако наряду с данными 2002-2005 годов были выявлены нарушения при размещении заказов в период с февраля по июнь 2006 года. КУФАС рассмотрело 30 дел о нарушениях порядка проведения государственных и муниципальных закупок и обнаружило «в каждом деле не одно нарушение, а иногда более 10-15».

     Нарушения самые разные. Есть «очень простые», как, например, в отношении котировок, проведенных конкурсной комиссией Роспотребнадзора. В объявлении о покупке стоит компьютерная техника, а в приложении о технических характеристиках говорится о кондиционерах. Более того, в извещении названа конкретная марка товара, что, по мнению антимонопольщиков, «приводит к искусственному сужению круга участников размещения заказа и нарушает конкуренцию».

     Нарушения выявлены и в конкурсной документации Департамента здравоохранения Костромской области по отбору страховой медицинской организации (СМО) для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения области. В конкурсной документации были прописаны критерии отбора: продолжительность работы СМО, обязательность стажа работы руководителя СМО, величина уставного капитала, который «был завышен от первоначальной величины в два раза», наличие филиалов (представительства в расчет не входили). Все это, по мнению КУФАС, могло привести к «созданию преимущественных условий участия в конкурсе для отдельных участников конкурса и необоснованного ограничения доступа к участию в конкурсе, что противоречит антимонопольному законодательству».

     А ФГУ «Костромская психиатрическая больница» при определении победителя на выполнения работ по капитальному строительству канализационных очистных сооружений в п. Березовая роща Судиславского района и вовсе не позаботилась о критериях оценки победителя.

     Во всех этих случаях решения конкурсных комиссий были отменены. Павел Романец: "Опасность для власти здесь заключается в следующем – раз мы отменили решение, конкурс нужно проводить снова, а это 2-3 месяца на подготовку. А вещь необходимая, ее нужно закупить, финансирование должно пройти. А теперь не исключено, что не пройдет, и только потому что потеряно время".

 

ЧТОБЫ НЕ БЫЛО «ОТКАТОВ»

 

     ФЗ - 94 должен положить конец (и это наряду с экономией бюджетных средств более всего волнует разработчиков) колоссальным откатам и взяткам, которые зачастую берут российские чиновники на любом уровне государственной или муниципальной власти. По словам Андрея Шаронова, замминистра экономического развития и торговли РФ, не менее 20% средств, выделенных на госзакупки, оседало в карманах тех, кто имел отношение к системе госзаказа.

     Один пример из жизни Костромской области. Чтобы получить деньги на строительство дома в Буйском районе (по программе переселения из ветхого жилья) строителям предложили поделиться: перечислить 10% от суммы московской фирме «Трейд Маркет» якобы за оказание инженерных услуг. Дело открылось, и в марте - апреле текущего года прокуратура Костромской области инициировала возбуждение сразу трех уголовных дел, в которых наряду с московскими чиновниками фигурирует и имя теперь уже бывшего начальника департамента строительства администрации Костромской области Николая Калашникова.

     В ходе следствия выяснилось, что за 2004-2005 годы по Костромской области семь строительных организаций, которые участвовали в государственной жилищной программе, отправляли в "Трейд Маркет" деньги. Следователи считают, что у области украдено от 14,5 до 18 миллионов рублей.

     В объемах государства эта сумма намного значительнее: глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в одном из интервью заявил, что размах коррупции в этой сфере составляет около 25%, и, если удастся навести «порядок», казна может ежегодно экономить от 5 до 10 млрд. долларов.

 

ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ

 

     Однако и новый закон о госзакупках, по мнению Павла Романца, себя не оправдывает и даже наоборот, «новое законодательство способствует тому, чтобы коррупции было еще больше, потому что плодит огромное количество самих комиссий». По информации Федеральной службы государственной статистики, в области насчитывается 392 учреждения, находящихся в областной собственности, 2342 учреждения - в муниципальной собственности, 281 объект в федеральной собственности и 78 органов областной и муниципальной власти. Всего около 3,5 тысячи учреждений и организаций, и все они теперь имеют право размещать свои заказы посредством запроса котировок, проведения конкурсов и аукционов.

     Дмитрий Белов: «Да, на сегодняшний момент муниципальным заказчиком является каждый бюджетополучатель. Уполномоченным органом создается комиссия (конкурсная, котировочная, аукционная) на проведение каждой процедуры размещения заказа».

     Павел Романец: «Если посчитать, что каждое из 35 тысячи учреждений проведет по 10 сделок за год, получится уже 35 тысяч. Соответственно их никто не проконтролирует, потому что в антимонопольном органе на это дело можно выделить всего 2-4 человека. Было принято решение, что их будут контролировать областные власти и главы местного самоуправления, но на деле никто там ничего контролировать не будет, потому что все это вопросы одного и того же бюджета, соподчиненности лиц, сидящих в комиссиях».

     Но зависимость участников комиссии - это только одна сторона вопроса. Другой вопрос в том, что люди, занимающиеся размещением заказов, должны обладать определенными знаниями. «При таком количестве лиц, которые участвуют в размещении заказов (не менее 5 человек в каждой комиссии- «СК»),- считает Александр Кочетов, председатель комиссии по госзакупкам областного департамента экономического развития, - даже заранее предполагая их добросовестность, вероятность ошибок велика в силу объективных причин. Когда издается правовой акт, который регулирует, предписывает, как делать, что делать, а ФЗ-94 - это закон прямого действия, он не может в силу сложности, разнообразия явлений регулировать все. Он базируется на положениях бюджетного процесса, гражданского законодательства и на других федеральных законах. Следовательно, специалист, который занимается размещением заказов, должен обладать знаниями в области юриспруденции, экономики, бюджетного права, понимать и знать, что такое бюджетный процесс. Только тогда мы можем ожидать, что размещение заказов будет происходить в соответствии с правом»:

     Дмитрий Белов: «Член комиссии не должен быть каким-то специалистом в этом плане. Например, запрос котировок оценивается только по цене, и любой член комиссии знает, что 230 тысяч рублей меньше, чем 240 тысяч ,значит, победил тот, что предложил 230.Главное, соблюсти все сроки и процедуры проведения конкурса. Членам конкурсной комиссии раздаются таблицы, где отображены все критерии оценок (цена, сроки выполнения заказа, объем гарантий, качественные характеристики). И члены комиссии определяют победителя среди участников конкурса по мере выгодности предложения». Пока же статистика говорит о том, профессионалы в конкурсных комиссиях все-таки нужны. Исследовав дела за тот же период, КУФАС выявило 203 нарушения конкурсного производства органами государственной и муниципальной власти. Из них 152 нарушения допустили организаторы конкурсов и 43 нарушения - члены конкурсной комиссии.

 

КАК ИСПРАВИТЬ СИТУАЦИЮ

 

     Решение проблемы, в принципе, лежит на поверхности: специалисты, а таких людей мало, должны быть сконцентрированы в каком-то одном органе. По пути создания единого органа исполнительной власти, занимающегося закупками, уже пошли некоторые субъекты федерации, например Ярославль, Иваново и Тамбов. Именно эти органы (департаменты, комитеты) проводят экспертизу всей конкурсной документации, которую предоставляет им заказчик на предмет соответствия требованиям законодательства. Только после согласования с ними заказ выносится на сайт, и, более того, именно этот орган, как последнее звено, проводит самые сложные процедуры: конкурсы и аукционы.

     «Там работают профессионалы», и в силу этого, по мнению Александра Кочетова, «вероятность допущения ошибок исключена, а качество документации и требований, которые предъявляет заказчик поставщику, достаточно высокие»: «По этому направлению еще 2-3 года назад пошла Москва. Там создан специальный орган исполнительной власти, который и взял на себя большую часть работы, и опыт его работы был одобрен. В мае я ездил на заседание Правительства Москвы, посвященное системе размещения заказов. На заседании присутствовали Шаронов, заместитель Грефа и Артемьев, председатель ФАС, и они просили у Москвы дать им направления, в которых нужно развиваться. Рекомендации по внедрению этого опыта содержатся в циркулярном письме, распространенном по ЦФО. И я думаю, что Костромская область пойдет поэтому пути, потому что это объективная необходимость. Если мы хотим добиться эффективного использования бюджетных средств и антикоррупционности».

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ

 

     Это еще один достаточно эффективный вид закупок. Внедрение Интернет-технологий позволяет сделать процесс подготовки более простым, прозрачным, а также увеличить количество участников торгов за счет предприятий из других регионов страны. По этому пути уже давно идут промышленные предприятия.

     Например, РАО «ЕЭС России» большее количество основных видов работ, а также поставку комплектующих и топлива производит по результатам открытых конкурсов еще с 90-х годов. С конца 2002 года закупки осуществляются в режиме “on-line” на электронной площадке “B2B-energo” (“business-to-business”). Бывает, что в ходе торгов цена снижается на 30,40, а то и 50%. Общий экономический эффект от закупок предпри­ятиями холдинга РАО «ЕЭС России» в 2004 году составил более 300 миллиардов рублей. В частности ОАО «Кострома-энерго» сэкономило 32,5 миллиона рублей, а по итогам 2005 года - уже более 100 миллионов рублей, или 17,3% от планируемой суммы закупок.

     Аналогичные "B2B-energo" системы проведения госаукционов используются в большинстве европейских стран. По статистике, около 70 % госзакупок за рубежом осуществляются именно через Интернет.

     Белов: «Пока у нас такой системы закупок нет. Вопрос в стадии решения, программа устанавливается, но как все это будет работать на уровне муниципалитета, я пока не готов ответить».

     Александр Кочетов: «Официального сайта госзакупок в Костромской области в области нет. Сегодня мы работаем над тем, чтобы он был скомпонован, чтобы с ним было удобно работать не только нам, а любому поставщику из Хабаровска или Владивостока».

 

РЕЗЮМЕ

 

     Дефицит бюджета Костромской области в 2006 году составляет более 600 миллионов рублей, это примерно 7,4% от суммы консолидированного бюджета. Расходная часть бюджета Костромы превышает доходную на 100 миллионов рублей, то есть дефицит - около 7%. При этом объем планируемых закупок на 2006 составляет 500 миллионов рублей. То есть для того, чтобы покрыть дефицит, не нужно искать дополнительные источники дохода, достаточно сэкономить 20% на муниципальных закупках.

     В масштабах государства речь идет об экономии миллиардов рублей. Тех самых миллиардов, которые получены в том числе и из кошелька каждого из нас в виде подоходного налога. Поэтому как распределяются эти деньги, на что тратятся и в чьих карманах оседают, дело каждого из нас. Больше года назад, 9 июня 2005, когда закон о госзакупках еще не был принят, на заседании Правительства России премьер-министр РФ Михаил Фрадков призвал министров и чиновников при решении вопросов, связанных с госзакупками, думать о своей репутации: «Госзакупки для государственных нужд необходимо делать честно, делать как для себя и думать о своей репута­ции при исполнении функций».

     Кажется, добавить больше нечего.

 

ИНТЕРВЬЮ В ТЕМУ

 

     Павел Романец, руководитель Костромского управления федеральной антимонопольной службы:

     - Павел Викторович, к сожалению, практика говорит о том, что часть руководителей государственных и муниципальных предприятий зачастую диктуют своим работникам, с кем работать, какая компания будет поставлять необходимые товары или услуги, кто будет делать ремонт и т.д. И так как эти услуги выходят, в основном, дороже, чем могли бы быть, а качество не всегда лучше, то говорить об экономии бюджетных средств не приходится.

     - В любом случае здесь экономии бюджетных средств нет, есть только затраты: предприниматель прибыль, которую хочет получить, закладывает в стоимость товара или услуги. Более того, закладывает все взятки и все ухаживания за чиновником: рестораны , поездки и т.д. В результате расплачивается бюджет. Здесь уже речь не об экономии, а, наоборот, о чудовищных затратах.

     По поводу качества. Если будет такое дробление заказов, то и, качество получаемых услуг будет соответствующее. В дипломе был приведен пример: в 32 случаях при проведении конкурса экономия вообще не была достигнута. А зачем тогда комиссия заседала? А в двух случаях цена была выше запланированной. Это говорит о предопределенности. Любое хорошее дело можно испортить, если сделать его неправильно. Предопределенность огромная. Бывает, заседает комиссия, а старший комиссии говорит: мы с этой фирмой работали, с ней и будем работать. А почему с ней? Возможно, потому что она действительно хорошо работает, или потому что там есть «своячки», или «откат» присутствует.

     - Госзаказ - это хорошо, но нередки случаи, когда бюджет плохо рассчитывается. И, возможно, не лучшие предприятия изначально участвуют в конкурсе, зная о том, что оплату за поставленную продукцию они получат не скоро.

     - Не надо беспокоиться о бизнесе, ему не надо мешать. Если предприниматель участвует в конкурсе, значит, он в этом заинтересован. И потом, бизнес четко знает, что отсюда деньги будут, пусть и не сегодня. А это определенность, он заложит в цену свои потери на инфляцию. Более того, практика показывает, какую сумму ни назначь, предприниматели находят возможность экономить, потому что возможности огромные. В том и фокус, что нужно задать такие правила игры, чтобы бизнес хотел участвовать и цену ниже предлагать. В США каждый год президент объявляет задачу: сэкономить на закупках от 20 до 30%. И бизнес находит эти возможности. И у нас находят. Но дело в том, что когда существует предопределенность в выборе или есть заказчик, который никогда не платит и туда конкурсанты вообще не идут, возникает ситуация, когда надо хоть у кого-то закупить. И последнее - это очень важный момент - необходимо укрупнять конкурсную массу, и тогда можно экономить на объемах.

     Александр Кочетов, председатель комиссии по госзакупкам департамента экономического развития:

     - Александр Сергеевич, какого экономического эффекта можно добиться при госзакупках?

     - А в чем суть экономического эффекта, на ваш взгляд?

     - За меньшую стоимость купить купить вещь более высокого качества.

     - Так не поступают. На те деньги, которые вы предлагаете, вы можете купить только такую вещь, в которой заложено столько затрат и такая прибыль, сколько вы хотите. Изготовление более качественной вещи сопряжено с большими затратами и, естественно, она будет, стоить дороже. Поэтому такая постановка вопроса: за меньшие деньги получить лучше - неправильна. Нужно ставить задачу так: за те же деньги из большого количества выбрать вещь, наиболее полно удовлетворяющую вашим потребностям. Например, мы с вами предлагаем начальную цену - миллион рублей. На наше предложение откликаются несколько потенциальных поставщиков, одни предлагают 900, другие - 800 тысяч рублей. Тогда мы с вами выберем вещь по цене наименьшего предложения, получим 200 тысяч рублей экономического эффекта и будем считать, что сэкономили.

     - А разве нет?

     - А если мы необъективно оценили и предложили цену 1 миллион 200 тысяч рублей, естественно, что поставщики, чувствуя, что здесь работают люди, которые не совсем представляют себе ситуацию на рынке, предложат нам уже 1,1 млн. рублей или миллион. Мы купим за миллион и будем считать, что сэкономили 200 тысяч. Данный крите­рий эффективности - разница между начальной ценой и ценой покупки - оказался необъективным. Поэтому наря­ду с размещением нужно изучать цены с таким расчетом, чтобы знать среднюю цену предложения и не выходить с предложением 1,2 млн. руб. вместо миллиона. Изучение рынка поставщиков, определение начальной цены - это тоже большая и сложная работа.

     - Необъективная оценка может быть не от незнания си­туации на рынке, а осознанно, в расчете на «откат».

     - Возможно. Поэтому вопросом сбора информации и изучением рынка также должен заниматься специальный орган. Я считаю, что без решения этих задач говорить об эффективности преждевременно.

     - Сегодня процесс госзакупок достаточно жестко контролируется со стороны антимонопольной службы.

     - Только надо контролировать так, чтобы не отбить охоту у людей этим заниматься.

     - И тем не менее, например, Павел Романец считает, что закон не отвечает интересам заказчика.

     - ФЗ №94 вступил в действие с января этого года, я приступил к деятельности в марте. И первая моя реакция по прочтению этого закона, была, наверное, схожа с мнением большинства лиц, которые знакомились с этим законом: закон сырой, и он не будет работать. В последствии, когда я стал внимательнее работать с этим законом, пришел к выводу, что в целом этот закон - до­статочно удачный правовой акт. Закон разрабатывался в течение трех лет и, как говорят разработчики, включает в себя то лучшее, что сложилось на Западе. Но это не простое копирование западных моделей, в него были привнесены свои, свойственные Российской Федерации отношения. Есть даже смелые утверждения, что и Запад, в конце концов, будет у нас копировать основные положения этого закона.

     Закон только вступил в силу, и, конечно, заработает он не сразу. Скорее всего, реальные результаты будут видны только года через два-три.

     - Как оградить заказчиков от недобросовестных поставщиков? Есть же случаи, когда поставщик не может выполнить договор или поставляет продукцию хуже заявленной.

     - Закон запрещает расторгать договор в одностороннем порядке. Скорее всего, этот вопрос придется решать в суде. Что касается реестра недобросовестных поставщиков, то есть намерение создать единый реестр на федеральном уровне, куда будут поступать данные со всех регионов.

     Выход этого закона имел две основные направленности: антикоррупционность и эффективное использование бюджетных средств. Но для того, чтобы решить эту задачу, нужно понять место и роль размещения заказов во всей областной экономике. Нужно строить систему размещения заказов. Она состоит, во-пер­вых, из планирования объемов госзакупок, предварительного, на год: что нужно приобрести для исполне­ния наших государственных функций. Вторая задача - как купить. И вот эта задача процессуально должна решаться с соблюдением процедур, изложенных в 94-м законе. Третья - когда мы разместили заказ, а. целью размещения заказа является заключение государственного или муниципального контракта, добиться исполнения этого контракта в соответствии с теми условиями, которые в нем прописаны. И это, по сути, революционная система рационального управления расходной частью бюджета: федерального, областного или муниципального.

 

 

При полном или частичном использовании материалов ссылка на УФАС России обязательна.