Управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области

Город Кострома, улица Калиновская, дом 38, 4 этаж

 

Архив публикаций Костромского УФАС России за 2006 год

 

04.08.2006,

Принят Федеральный закон "О защите конкуренции", который в первую очередь защищает интересы потребителей

     От состояния конкуренции во многом зависят объемы товара, предлагаемого в конкретном секторе рынка и, следовательно, в итоге его ассортимент, качество и адекватная цена для любой категории потребителей.

     26 октября 2006 года вступает в силу Федеральный закон № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем с этого момента полностью или частично утрачивают силу Закон РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Федеральный закон от 23 июня 1999 года № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".

     Основное назначение нового Закона "О защите конкуренции" заключается в унификации правового регулирования отношений по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках, совершенствовании правового регулирования отношений по защите конкуренции. Установлены более ясные правовые основы государственной политики в конкуренции и средства пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках.

     Так, например, определены новые критерии признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта на соответствующем рынке, развернуты понятия монопольно низких и монопольно высоких цен; установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения и согласованные действия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и Центрального банка РФ; зафиксирован перечень действий, которые могут осуществляться только с предварительного согласия антимонопольного органа.

     Законом обобщены общие антимонопольные требования к порядку проведения всех видов торгов получателями бюджетных средств, в том числе федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

     Одним из наиболее значимых нововведением закона является понятие государственной помощи как особой разновидности антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления и запрет на ее предоставление.

     Наряду с принятием нового закона «О защите конкуренции», Федеральной антимонопольной службой подготовлены поправки в КоАП. Предлагается ввести в КоАП принципиально новый вид штрафов за нарушение антимонопольного законодательства, которые будут рассчитываться от суммы выручки нарушителя от реализации товаров (услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение. При этом максимальный размер штрафа может составлять до 2% за злоупотребление доминирующим положением и до 4% за картельный сговор от суммы выручки нарушителя, что будет адекватно экономическому ущербу от нарушения.

     Кроме того, в КоАП могут быть введены прямые составы административных правонарушений, предполагающие дифференцированные санкции для должностных лиц (штрафы или дисквалификация сроком на 3 года) и юридических лиц (в расчете от суммы выручки).

 

27.07.2006, Средний КЛАСС

ГОСКАРМАН

МОЖНО ЛИ СЭКОНОМИТЬ НА ГОСЗАКУПКАХ?

В середине июня этого года в Костромском государственном технологическом университете прошла защита дипломов по специальности «Государственное и муниципальное управление». Среди множества интересных, основанных на местных проблемах, исследований была работа Натальи Дудиной, посвященная размещению государственных и муниципальных заказов. Выпускница сделала вывод, что закон №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу 1 января 2006 года, не только не работает, но и более того, зачастую «дискредитирует саму систему размещения государственных и муниципальных заказов». Все ли так плохо, как кажется? Собственное исследование провела корреспондент «СК» Евгения ХАРИТОНОВА.

 

ЕСЛИ ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ, ТО МОЖНО

 

     Костромское управление федеральной антимонопольной службы (КУФАС) - это тот орган, на который с 1 января 2006 года возложена функция по контролю процедуры размещения государственных и муниципальных заказов по Костромской области. На основе материалов этой организации и было проведено исследование Натальи Дудиной. Вот только несколько цифр, приведенных в дипломной работе. За период 2002 - 2005 годов в области было проведено 157 конкурсов с размещением заказов на сумму 250 миллионов рублей. Экономия бюджетных средств составила 19 миллионов 667 тысяч рублей, или 3,1 % от суммы консолидированного бюджета. Лучше среднестатистического дела обстоят только в Волгореченске, где на закупках в 2005 году удалось сэкономить 14,1% бюджета муниципального образования. Для сравнения: в Татарстане при размещении заказов экономят 18%, в Липецкой области -19%, а в Ростовской - 27%. Общемировая практика показывает, что можно экономить 20-30%.

     "Эффективность проведения конкурсов у нас настолько мизерна, - сказал на одной из пресс-конференций руководитель КУФАС Павел Романец, - что она не превышает затрат на проведение конкурсов. Хуже всего с конкурсами в городе Костроме, лучше всего в Волгореченске. В нем больше всего проведено конкурсов и, более того, с большей эффективностью, в отдельных случаях до 20%, а в среднем 14%. Это прогресс. Это говорит о том, что можно экономить, если захотеть".

     Дмитрий Белов, начальник отдела муниципального заказа администрации города Костромы: "Нельзя соизмерять итоги прошлого года с сегодняшними результатами. Основная работа по 94-му закону началась в этом году. А до 2006 года основная масса заказов размещалась у единственного поставщика. Мы не можем отдать предпочтение одному поставщику, даже если он зарекомендовал себя как добросовестный исполнитель. Мы принимаем заявки от всех, и конкурсная комиссия оценивает их, у кого предпочтительнее предложение. Поэтому целесообразнее будет сравнить 2006 и 2007 годы".

 

БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

 

     Однако наряду с данными 2002-2005 годов были выявлены нарушения при размещении заказов в период с февраля по июнь 2006 года. КУФАС рассмотрело 30 дел о нарушениях порядка проведения государственных и муниципальных закупок и обнаружило «в каждом деле не одно нарушение, а иногда более 10-15».

     Нарушения самые разные. Есть «очень простые», как, например, в отношении котировок, проведенных конкурсной комиссией Роспотребнадзора. В объявлении о покупке стоит компьютерная техника, а в приложении о технических характеристиках говорится о кондиционерах. Более того, в извещении названа конкретная марка товара, что, по мнению антимонопольщиков, «приводит к искусственному сужению круга участников размещения заказа и нарушает конкуренцию».

     Нарушения выявлены и в конкурсной документации Департамента здравоохранения Костромской области по отбору страховой медицинской организации (СМО) для осуществления обязательного медицинского страхования неработающего населения области. В конкурсной документации были прописаны критерии отбора: продолжительность работы СМО, обязательность стажа работы руководителя СМО, величина уставного капитала, который «был завышен от первоначальной величины в два раза», наличие филиалов (представительства в расчет не входили). Все это, по мнению КУФАС, могло привести к «созданию преимущественных условий участия в конкурсе для отдельных участников конкурса и необоснованного ограничения доступа к участию в конкурсе, что противоречит антимонопольному законодательству».

     А ФГУ «Костромская психиатрическая больница» при определении победителя на выполнения работ по капитальному строительству канализационных очистных сооружений в п. Березовая роща Судиславского района и вовсе не позаботилась о критериях оценки победителя.

     Во всех этих случаях решения конкурсных комиссий были отменены. Павел Романец: "Опасность для власти здесь заключается в следующем – раз мы отменили решение, конкурс нужно проводить снова, а это 2-3 месяца на подготовку. А вещь необходимая, ее нужно закупить, финансирование должно пройти. А теперь не исключено, что не пройдет, и только потому что потеряно время".

 

ЧТОБЫ НЕ БЫЛО «ОТКАТОВ»

 

     ФЗ - 94 должен положить конец (и это наряду с экономией бюджетных средств более всего волнует разработчиков) колоссальным откатам и взяткам, которые зачастую берут российские чиновники на любом уровне государственной или муниципальной власти. По словам Андрея Шаронова, замминистра экономического развития и торговли РФ, не менее 20% средств, выделенных на госзакупки, оседало в карманах тех, кто имел отношение к системе госзаказа.

     Один пример из жизни Костромской области. Чтобы получить деньги на строительство дома в Буйском районе (по программе переселения из ветхого жилья) строителям предложили поделиться: перечислить 10% от суммы московской фирме «Трейд Маркет» якобы за оказание инженерных услуг. Дело открылось, и в марте - апреле текущего года прокуратура Костромской области инициировала возбуждение сразу трех уголовных дел, в которых наряду с московскими чиновниками фигурирует и имя теперь уже бывшего начальника департамента строительства администрации Костромской области Николая Калашникова.

     В ходе следствия выяснилось, что за 2004-2005 годы по Костромской области семь строительных организаций, которые участвовали в государственной жилищной программе, отправляли в "Трейд Маркет" деньги. Следователи считают, что у области украдено от 14,5 до 18 миллионов рублей.

     В объемах государства эта сумма намного значительнее: глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в одном из интервью заявил, что размах коррупции в этой сфере составляет около 25%, и, если удастся навести «порядок», казна может ежегодно экономить от 5 до 10 млрд. долларов.

 

ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ

 

     Однако и новый закон о госзакупках, по мнению Павла Романца, себя не оправдывает и даже наоборот, «новое законодательство способствует тому, чтобы коррупции было еще больше, потому что плодит огромное количество самих комиссий». По информации Федеральной службы государственной статистики, в области насчитывается 392 учреждения, находящихся в областной собственности, 2342 учреждения - в муниципальной собственности, 281 объект в федеральной собственности и 78 органов областной и муниципальной власти. Всего около 3,5 тысячи учреждений и организаций, и все они теперь имеют право размещать свои заказы посредством запроса котировок, проведения конкурсов и аукционов.

     Дмитрий Белов: «Да, на сегодняшний момент муниципальным заказчиком является каждый бюджетополучатель. Уполномоченным органом создается комиссия (конкурсная, котировочная, аукционная) на проведение каждой процедуры размещения заказа».

     Павел Романец: «Если посчитать, что каждое из 35 тысячи учреждений проведет по 10 сделок за год, получится уже 35 тысяч. Соответственно их никто не проконтролирует, потому что в антимонопольном органе на это дело можно выделить всего 2-4 человека. Было принято решение, что их будут контролировать областные власти и главы местного самоуправления, но на деле никто там ничего контролировать не будет, потому что все это вопросы одного и того же бюджета, соподчиненности лиц, сидящих в комиссиях».

     Но зависимость участников комиссии - это только одна сторона вопроса. Другой вопрос в том, что люди, занимающиеся размещением заказов, должны обладать определенными знаниями. «При таком количестве лиц, которые участвуют в размещении заказов (не менее 5 человек в каждой комиссии- «СК»),- считает Александр Кочетов, председатель комиссии по госзакупкам областного департамента экономического развития, - даже заранее предполагая их добросовестность, вероятность ошибок велика в силу объективных причин. Когда издается правовой акт, который регулирует, предписывает, как делать, что делать, а ФЗ-94 - это закон прямого действия, он не может в силу сложности, разнообразия явлений регулировать все. Он базируется на положениях бюджетного процесса, гражданского законодательства и на других федеральных законах. Следовательно, специалист, который занимается размещением заказов, должен обладать знаниями в области юриспруденции, экономики, бюджетного права, понимать и знать, что такое бюджетный процесс. Только тогда мы можем ожидать, что размещение заказов будет происходить в соответствии с правом»:

     Дмитрий Белов: «Член комиссии не должен быть каким-то специалистом в этом плане. Например, запрос котировок оценивается только по цене, и любой член комиссии знает, что 230 тысяч рублей меньше, чем 240 тысяч ,значит, победил тот, что предложил 230.Главное, соблюсти все сроки и процедуры проведения конкурса. Членам конкурсной комиссии раздаются таблицы, где отображены все критерии оценок (цена, сроки выполнения заказа, объем гарантий, качественные характеристики). И члены комиссии определяют победителя среди участников конкурса по мере выгодности предложения». Пока же статистика говорит о том, профессионалы в конкурсных комиссиях все-таки нужны. Исследовав дела за тот же период, КУФАС выявило 203 нарушения конкурсного производства органами государственной и муниципальной власти. Из них 152 нарушения допустили организаторы конкурсов и 43 нарушения - члены конкурсной комиссии.

 

КАК ИСПРАВИТЬ СИТУАЦИЮ

 

     Решение проблемы, в принципе, лежит на поверхности: специалисты, а таких людей мало, должны быть сконцентрированы в каком-то одном органе. По пути создания единого органа исполнительной власти, занимающегося закупками, уже пошли некоторые субъекты федерации, например Ярославль, Иваново и Тамбов. Именно эти органы (департаменты, комитеты) проводят экспертизу всей конкурсной документации, которую предоставляет им заказчик на предмет соответствия требованиям законодательства. Только после согласования с ними заказ выносится на сайт, и, более того, именно этот орган, как последнее звено, проводит самые сложные процедуры: конкурсы и аукционы.

     «Там работают профессионалы», и в силу этого, по мнению Александра Кочетова, «вероятность допущения ошибок исключена, а качество документации и требований, которые предъявляет заказчик поставщику, достаточно высокие»: «По этому направлению еще 2-3 года назад пошла Москва. Там создан специальный орган исполнительной власти, который и взял на себя большую часть работы, и опыт его работы был одобрен. В мае я ездил на заседание Правительства Москвы, посвященное системе размещения заказов. На заседании присутствовали Шаронов, заместитель Грефа и Артемьев, председатель ФАС, и они просили у Москвы дать им направления, в которых нужно развиваться. Рекомендации по внедрению этого опыта содержатся в циркулярном письме, распространенном по ЦФО. И я думаю, что Костромская область пойдет поэтому пути, потому что это объективная необходимость. Если мы хотим добиться эффективного использования бюджетных средств и антикоррупционности».

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ

 

     Это еще один достаточно эффективный вид закупок. Внедрение Интернет-технологий позволяет сделать процесс подготовки более простым, прозрачным, а также увеличить количество участников торгов за счет предприятий из других регионов страны. По этому пути уже давно идут промышленные предприятия.

     Например, РАО «ЕЭС России» большее количество основных видов работ, а также поставку комплектующих и топлива производит по результатам открытых конкурсов еще с 90-х годов. С конца 2002 года закупки осуществляются в режиме “on-line” на электронной площадке “B2B-energo” (“business-to-business”). Бывает, что в ходе торгов цена снижается на 30,40, а то и 50%. Общий экономический эффект от закупок предпри­ятиями холдинга РАО «ЕЭС России» в 2004 году составил более 300 миллиардов рублей. В частности ОАО «Кострома-энерго» сэкономило 32,5 миллиона рублей, а по итогам 2005 года - уже более 100 миллионов рублей, или 17,3% от планируемой суммы закупок.

     Аналогичные "B2B-energo" системы проведения госаукционов используются в большинстве европейских стран. По статистике, около 70 % госзакупок за рубежом осуществляются именно через Интернет.

     Белов: «Пока у нас такой системы закупок нет. Вопрос в стадии решения, программа устанавливается, но как все это будет работать на уровне муниципалитета, я пока не готов ответить».

     Александр Кочетов: «Официального сайта госзакупок в Костромской области в области нет. Сегодня мы работаем над тем, чтобы он был скомпонован, чтобы с ним было удобно работать не только нам, а любому поставщику из Хабаровска или Владивостока».

 

РЕЗЮМЕ

 

     Дефицит бюджета Костромской области в 2006 году составляет более 600 миллионов рублей, это примерно 7,4% от суммы консолидированного бюджета. Расходная часть бюджета Костромы превышает доходную на 100 миллионов рублей, то есть дефицит - около 7%. При этом объем планируемых закупок на 2006 составляет 500 миллионов рублей. То есть для того, чтобы покрыть дефицит, не нужно искать дополнительные источники дохода, достаточно сэкономить 20% на муниципальных закупках.

     В масштабах государства речь идет об экономии миллиардов рублей. Тех самых миллиардов, которые получены в том числе и из кошелька каждого из нас в виде подоходного налога. Поэтому как распределяются эти деньги, на что тратятся и в чьих карманах оседают, дело каждого из нас. Больше года назад, 9 июня 2005, когда закон о госзакупках еще не был принят, на заседании Правительства России премьер-министр РФ Михаил Фрадков призвал министров и чиновников при решении вопросов, связанных с госзакупками, думать о своей репутации: «Госзакупки для государственных нужд необходимо делать честно, делать как для себя и думать о своей репута­ции при исполнении функций».

     Кажется, добавить больше нечего.

 

ИНТЕРВЬЮ В ТЕМУ

 

     Павел Романец, руководитель Костромского управления федеральной антимонопольной службы:

     - Павел Викторович, к сожалению, практика говорит о том, что часть руководителей государственных и муниципальных предприятий зачастую диктуют своим работникам, с кем работать, какая компания будет поставлять необходимые товары или услуги, кто будет делать ремонт и т.д. И так как эти услуги выходят, в основном, дороже, чем могли бы быть, а качество не всегда лучше, то говорить об экономии бюджетных средств не приходится.

     - В любом случае здесь экономии бюджетных средств нет, есть только затраты: предприниматель прибыль, которую хочет получить, закладывает в стоимость товара или услуги. Более того, закладывает все взятки и все ухаживания за чиновником: рестораны , поездки и т.д. В результате расплачивается бюджет. Здесь уже речь не об экономии, а, наоборот, о чудовищных затратах.

     По поводу качества. Если будет такое дробление заказов, то и, качество получаемых услуг будет соответствующее. В дипломе был приведен пример: в 32 случаях при проведении конкурса экономия вообще не была достигнута. А зачем тогда комиссия заседала? А в двух случаях цена была выше запланированной. Это говорит о предопределенности. Любое хорошее дело можно испортить, если сделать его неправильно. Предопределенность огромная. Бывает, заседает комиссия, а старший комиссии говорит: мы с этой фирмой работали, с ней и будем работать. А почему с ней? Возможно, потому что она действительно хорошо работает, или потому что там есть «своячки», или «откат» присутствует.

     - Госзаказ - это хорошо, но нередки случаи, когда бюджет плохо рассчитывается. И, возможно, не лучшие предприятия изначально участвуют в конкурсе, зная о том, что оплату за поставленную продукцию они получат не скоро.

     - Не надо беспокоиться о бизнесе, ему не надо мешать. Если предприниматель участвует в конкурсе, значит, он в этом заинтересован. И потом, бизнес четко знает, что отсюда деньги будут, пусть и не сегодня. А это определенность, он заложит в цену свои потери на инфляцию. Более того, практика показывает, какую сумму ни назначь, предприниматели находят возможность экономить, потому что возможности огромные. В том и фокус, что нужно задать такие правила игры, чтобы бизнес хотел участвовать и цену ниже предлагать. В США каждый год президент объявляет задачу: сэкономить на закупках от 20 до 30%. И бизнес находит эти возможности. И у нас находят. Но дело в том, что когда существует предопределенность в выборе или есть заказчик, который никогда не платит и туда конкурсанты вообще не идут, возникает ситуация, когда надо хоть у кого-то закупить. И последнее - это очень важный момент - необходимо укрупнять конкурсную массу, и тогда можно экономить на объемах.

     Александр Кочетов, председатель комиссии по госзакупкам департамента экономического развития:

     - Александр Сергеевич, какого экономического эффекта можно добиться при госзакупках?

     - А в чем суть экономического эффекта, на ваш взгляд?

     - За меньшую стоимость купить купить вещь более высокого качества.

     - Так не поступают. На те деньги, которые вы предлагаете, вы можете купить только такую вещь, в которой заложено столько затрат и такая прибыль, сколько вы хотите. Изготовление более качественной вещи сопряжено с большими затратами и, естественно, она будет, стоить дороже. Поэтому такая постановка вопроса: за меньшие деньги получить лучше - неправильна. Нужно ставить задачу так: за те же деньги из большого количества выбрать вещь, наиболее полно удовлетворяющую вашим потребностям. Например, мы с вами предлагаем начальную цену - миллион рублей. На наше предложение откликаются несколько потенциальных поставщиков, одни предлагают 900, другие - 800 тысяч рублей. Тогда мы с вами выберем вещь по цене наименьшего предложения, получим 200 тысяч рублей экономического эффекта и будем считать, что сэкономили.

     - А разве нет?

     - А если мы необъективно оценили и предложили цену 1 миллион 200 тысяч рублей, естественно, что поставщики, чувствуя, что здесь работают люди, которые не совсем представляют себе ситуацию на рынке, предложат нам уже 1,1 млн. рублей или миллион. Мы купим за миллион и будем считать, что сэкономили 200 тысяч. Данный крите­рий эффективности - разница между начальной ценой и ценой покупки - оказался необъективным. Поэтому наря­ду с размещением нужно изучать цены с таким расчетом, чтобы знать среднюю цену предложения и не выходить с предложением 1,2 млн. руб. вместо миллиона. Изучение рынка поставщиков, определение начальной цены - это тоже большая и сложная работа.

     - Необъективная оценка может быть не от незнания си­туации на рынке, а осознанно, в расчете на «откат».

     - Возможно. Поэтому вопросом сбора информации и изучением рынка также должен заниматься специальный орган. Я считаю, что без решения этих задач говорить об эффективности преждевременно.

     - Сегодня процесс госзакупок достаточно жестко контролируется со стороны антимонопольной службы.

     - Только надо контролировать так, чтобы не отбить охоту у людей этим заниматься.

     - И тем не менее, например, Павел Романец считает, что закон не отвечает интересам заказчика.

     - ФЗ №94 вступил в действие с января этого года, я приступил к деятельности в марте. И первая моя реакция по прочтению этого закона, была, наверное, схожа с мнением большинства лиц, которые знакомились с этим законом: закон сырой, и он не будет работать. В последствии, когда я стал внимательнее работать с этим законом, пришел к выводу, что в целом этот закон - до­статочно удачный правовой акт. Закон разрабатывался в течение трех лет и, как говорят разработчики, включает в себя то лучшее, что сложилось на Западе. Но это не простое копирование западных моделей, в него были привнесены свои, свойственные Российской Федерации отношения. Есть даже смелые утверждения, что и Запад, в конце концов, будет у нас копировать основные положения этого закона.

     Закон только вступил в силу, и, конечно, заработает он не сразу. Скорее всего, реальные результаты будут видны только года через два-три.

     - Как оградить заказчиков от недобросовестных поставщиков? Есть же случаи, когда поставщик не может выполнить договор или поставляет продукцию хуже заявленной.

     - Закон запрещает расторгать договор в одностороннем порядке. Скорее всего, этот вопрос придется решать в суде. Что касается реестра недобросовестных поставщиков, то есть намерение создать единый реестр на федеральном уровне, куда будут поступать данные со всех регионов.

     Выход этого закона имел две основные направленности: антикоррупционность и эффективное использование бюджетных средств. Но для того, чтобы решить эту задачу, нужно понять место и роль размещения заказов во всей областной экономике. Нужно строить систему размещения заказов. Она состоит, во-пер­вых, из планирования объемов госзакупок, предварительного, на год: что нужно приобрести для исполне­ния наших государственных функций. Вторая задача - как купить. И вот эта задача процессуально должна решаться с соблюдением процедур, изложенных в 94-м законе. Третья - когда мы разместили заказ, а. целью размещения заказа является заключение государственного или муниципального контракта, добиться исполнения этого контракта в соответствии с теми условиями, которые в нем прописаны. И это, по сути, революционная система рационального управления расходной частью бюджета: федерального, областного или муниципального.

 

05.07.2006, Средний КЛАСС

На страже чьих интересов стоит власть?

Этим краеугольным вопросом задался руководитель КУФАС Павел Романец

Брифинг

Павел Романец, руководитель Костромского управления федеральной антимонопольной службы (КУФАС) начал брифинг для костромских журналистов с высокого: "Краеугольными вопросами рыночной экономики являются вопросы конкуренции. Отсутствие конкуренции, а там, где ее не может быть, отсутствие регулирования, означает отсутствие рыночной экономики". А далее привел примеры из костромской практики, которые практически доказывают, что на территории области (причем по большей части в Костроме) с развитием рыночной экономики не все благополучно.

По словам Павла Романца, дела о нарушении конкуренции – самые сложные и "порой рассматриваются по нескольку месяцев". В качестве примера он привел ситуацию с "Костромагорводоканалом". Дело началось с ООО ЦМК "Виксол": предприятие в обход законодательства получило право выдавать технические условия, принимать, пломбировать и регистрировать индивидуальные приборы учета расхода воды. Тогда глава города Ирина Переверзева была обвинена в бездействии, что и повлекло нарушение антимонопольного законодательства. Это дело вылилось во второе – против МУП "Костромагорводоканал", который без утверждения мэрией или думой города установил тарифы на подготовку техусловий на присоединение к сетям водопровода и канализации, на производство работ по врезке и т.д.

Павел Романец вспомнил еще об одном сходном деле, когда своевольно были установлены тарифы на кладбище. "Зачем нужно что-то делать, чтобы потом начинались проблемы? На страже чьих интересов стоит власть? – задал вопрос руководитель КУФАС и сам же ответил: - Если власть передала эту функцию предприятию, значит, она стоит на страже интересов предприятия. Не передала и не контролирует – значит, занимается чем-то не тем, чем положено".

В подтверждение своих слов Романец привел свежий случай. В связи с изменением Федерального закона о рекламе с 1 июля 2006 года, в Костроме должно быль быть разработано и утверждено новое положение. Однако с декабря по май, несмотря на неоднократные предложения антимонопольщиков, администрация Костромы так и не удосужилась это сделать. И только за две недели до часа "икс" новый документ все же попал на согласование в КУФАС. А там, по словам Павла Романца, "каждые 2-3 статьи содержат нарушение и, более того, ухудшение ситуации", в частности, предоставление "маленьким чиновничкам больших прав, а интересы народа и бизнеса в стороне". Сегодня, хотя июль уже наступил, положение до сих пор не отрегулировано.

Еще один костромской случай, связанный с недобросовестной конкуренцией. ООО "Чистый город", предприятие с которым Служба муниципального заказа Костромы заключила договор на оказание услуг по вызову ТБО, распространило среди предпринимателей и юридических лиц уведомление практически с требованием расторгнуть договор на оказание услуг с "ЭКРОН-САХ" и заключить договор с "Чистым городом". При этом уведомлении содержалось предупреждение: "В противном случае Территориальное управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области будет вынуждено провести проверку соблюдения норм санитарно-эпидемиологического законодательства РФ на вашем предприятии" (из текста уведомления). Угроза подействовала, в адрес "ЭКРОН-САХ" стали поступать письма о расторжении договора, в результате предприятие понесло убытки в размере 300 тысяч рублей. Но, как выяснили работники КУФАС, Роспотребнадзор даже не знал о том, что его организация упоминается в данном деле. То есть "Чистый город" распространил заведомо ложные, искаженные сведения, которые нанесли вред другому хозяйствующему субъекту. В результате получил предписание об отзыве этого уведомления.

Однако чаще всего до предписаний и судов дело не доходит. "Мы рассматриваем дела не как судьи, мы стараемся убедить. Потому что, когда убеждаешь, тогда есть большая гарантия, что нарушение будет исправлено", - уверен Павел Романец. И в подтверждение рассказал о деле в отношении ООО "Игровая компания "Мегатрон". В витринах залов игровых автоматов "Вулкан" были изображены рулетки, игровые автоматы и названия игр, что являлось нарушением рекламного законодательства. Компания устранила ошибки в добровольном порядке, не дожидаясь официальных предписаний.

Однако не все дела решаются так легко. Самый большой блок информации был посвящен нарушениям порядка проведения государственных и муниципальных закупок. КУФАС рассмотрело порядок 30 дел по этому поводу, и в "каждом деле не одно нарушение, а иногда более 10-15". В результате эффективность проведения конкурсов, аукционов и котировок, по мнению Павла Романца, "настолько мизерна, что не превышает затрат на их проведение". А тем временем речь идет о том, что с помощью конкурсного отбора консолидированный бюджет должен и, в принципе, может экономить до 20% средств, а по результатам отдельных закупок до 50%.

Подробнее о проведении государственных и муниципальных закупок читайте в одном из следующих номеров "СК".

 

Евгения Харитонова

 

27.03.2006, "AK&M"

При ФАС создан Экспертный совет по применению антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции.

При Федеральной антимонопольной службе России создан Экспертный совет по применению антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции. Об этом говорится в сообщении ведомства. Председателем совета назначен замруководителя ФАС России Андрей Кашеваров.

Данный Экспертный совет является консультативно-совещательным органом при ФАС и будет рассматривать вопросы, связанные с применением антимонопольного законодательства в части защиты от недобросовестной конкуренции, а также выработки предложений по его совершенствованию.

Решения совета имеют рекомендательный характер и предоставляются в ФАС для принятия решений о соответствии действий хозяйствующих субъектов требованиям законодательства и реализации госполитики в области контроля над соблюдением антимонопольного законодательства.

Положение об Экспертном совете утверждено приказом ФАС России от 22 марта 2006 года. В настоящее время формируется его состав.



24.03.2006, КОММЕРСАНТЪ

Heineken получил "два" по географии

Территориальный принцип дистрибуции признан незаконным

Вчера управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области признало, что компания "Хейнекен коммерческий сервис" нарушила антимонопольное законодательство, разграничив территориальные зоны ответственности между дистрибуторами. Если это решение найдет поддержку на федеральном уровне, то сразу же затронет интересы большинства крупнейших участников продовольственного рынка: при работе с дистрибуторами они используют аналогичную схему.

Дело против ООО "Хейнекен коммерческий сервис" (ХКС, дочерняя компания пивоваренной группы Heineken NV) и его восьми нижегородских дистрибуторов было возбуждено в октябре 2005 года по жалобе оптовых торговцев пивом. Их возмутили изменения, проведенные ХКС в системе дистрибуции пивзавода "Волга" (принадлежит Heineken). Реформируя систему дистрибуции, ХКС внес в договоры с торговцами пункт о так называемом территориальном ограничении зон ответственности дистрибуторов: за каждым уполномоченным дистрибутором закрепляется строго ограниченная территория, в рамках которой он получает право продавать продукцию компании. Мелкооптовые покупатели посчитали, что компания таким образом лишила их возможности выбирать поставщиков в отдельно взятом районе.

Рассмотрев обращение, нижегородское УФАС признало, что ХКС нарушила закон "О конкуренции", который запрещает координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций. Антимонопольное ведомство предписало до 1 июля убрать из договоров с дистрибуторами условия, ограничивающие конкуренцию, а именно условие об ограничении территории продаж и ответственность за ее нарушение.

Созданный нижегородским УФАС прецедент может иметь серьезные последствия для всего продовольственного рынка. Начальник отдела антимонопольного контроля нижегородского УФАС Игорь Девятайкин заявил " Ъ", что "в ближайшее время мы намерены проверить схемы дистрибуции остальных участников рынка". А в московской ФАС сообщили, что поддерживают действия коллег и намерены распространить их опыт по всей территории России. Между тем, по словам главы дистрибуторской компании "Царь-Град" Дмитрия Алефанова, "подобная система дистрибуции используется не только основными игроками рынка пива; в течение 2005 года на нее перешло и большинство крупных компаний из других пищевых секторов, в частности, " Вимм-Билль-Данн" и " Объединенные кондитеры"".

Аналитики отмечают, что территориальное разграничение зон ответственности дистрибуторов выгодно производителям. "Оно позволяет избежать конкуренции между торговцами в рамках одной территории, что как минимум в 1,5 раза повышает прибыль производителя и позволяет ему поддерживать единые цены на всей территории распространения продукции",— соглашается аналитик ФК "Уралсиб" Марат Ибрагимов. При этом, по его мнению, ситуацию усугубляет то, что в данном случае ответчиком выступала не только сама компания, но и дистрибуторы, заключившие с ней договоры. По информации " Ъ", пока длилось разбирательство два дистрибутора разорвали договор с ХКС.

Участники рынка опасаются, что теперь сигналы в ФАС о том, что какая-либо компания использует территориальные разграничения в договорах с дистрибуторами, могут стать еще одним способом конкурентной борьбы. "Я не удивлюсь, если в ФАС начнут поступать подобные обращения. Особенно на самых конкурентных рынках,— говорит глава дистрибуторской компании " Стенли+" Максим Карташов.— Пока идут разбирательства, компания вынуждена будет допустить на рынок конкурентов".

 

24.03.2006, ИЗВЕСТИЯ

Реклама обойдется нам дороже

Вчера депутаты Госдумы призвали к себе представителей рекламного бизнеса, чтобы подвести итог длительного, почти 9- месячного противостояния. Речь идет о новом законе "О рекламе". Напомним, 10 дней назад документ подписал президент, и как только Федеральная антимонопольная служба распишет регламент его выполнения, закон вступит в силу. С этого момента, по прогнозам экспертов, реклама на телевидении подорожает втрое. А платить за это придется потребителям. Свои возросшие расходы рекламодатели, как водится, переложат на их плечи.

Специалисты, занимающиеся рекламой на телевидении, говорят, что к 2008 году расценки на ее размещение на голубом экране увеличатся в среднем на 180— 190%, то есть практически в три раза. Самая большая проблема нового закона, по мнению представителей рекламной индустрии, это сокращение телевизионного рекламного времени. С нынешних 15 минут в час до 12. А с 2008 года будут действовать еще более жесткие ограничения — 9 минут в час. Легко догадаться, что чем меньше времени, тем дороже оно стоит.

По мнению экспертов, платить за сокращение рекламного времени в конечном итоге придется, как ни странно, зрителям. То есть покупателям рекламируемых товаров и услуг. Рекламодатели переложат на их плечи расходы за подорожавшую рекламу. А по мнению депутата Владимира Мединского, после запрета спонсорской алкогольной рекламы болельщики вряд ли смогут в "нормальное время" смотреть матчи и, возможно, полностью лишатся прямых трансляций.

В то же время именно зрители, судя по последнему опросу Фонда "Общественное мнение", самая заинтересованная сторона в сокращении числа рекламных роликов в эфире. Всем нам надоели постоянные прерывания фильмов и передач и бесконечная ротация одних и тех же рекламных сюжетов.

Впрочем, ничего страшного не происходит, уверены эксперты. "Просто перед вступлением в ВТО мы пришли к некоему европейскому рекламному стандарту", — полагает Вячеслав Черниховский, советник президента ассоциации коммуникационных агентств России. Реклама, по его словам, это всего лишь один из способов продвигать продажи, значит, если рекламу ограничат, придется использовать другие способы. На телевидении, по его мнению, вообще можно отказаться от рекламы, только просмотр всех каналов будет платным.

 

16.03.2006, Пресс-служба

Программа "МАКСИМУМ" УФАС обещает усилить надзорные функции и штрафные санкции

 

16.03.2006, Пресс-служба

Игорный бизнес оставили без названия

 

С 1 апреля залам игровых автоматов запрещено помещать на вывеске слова «игровые автоматы». Подписанный в понедельник президентом новый закон «О рекламе» закрепляет ужесточение требований к рекламе игорного бизнеса. В минувший вторник свое толкование буквы закона местным бизнесменам представили сотрудники Территориального управления Федеральной антимонопольной службы (ТУ ФАС). Предприниматели считают, что вместо ясных правил игры документ породит множество новых вопросов. С подробностями -- КОНСТАНТИН ГОРОЖАНКО.

По замыслу законодателей и лоббистов, среди которых оказались ведущие московские операторы рынка наружной рекламы, новый закон «О рекламе» должен более четко регламентировать взаимоотношения бизнеса и власти. Одновременно закон ужесточает требования к рекламе целого ряда видов деятельности, одним из которых является игорный бизнес. Часть нововведений были оформлены поправками к действующему закону и вступили в силу в конце января. Во вторник на круглом столе в Торгово-промышленной палате Петербурга своим толкованием буквы нового закона с предпринимателями поделились представители ТУ ФАС. Ответ начальника отдела по контролю и надзору за соблюдением законодательства о рекламе ТУ ФАС по Петербургу и Ленобласти Натальи Плошкиной на абсолютное большинство из двух десятков составленных предпринимателями вопросов к мероприятию оказался один: нельзя.

Закон ставит рекламу игорного бизнеса в еще более жесткие рамки, чем рекламу пива. Казино и залы игровых автоматов полностью лишились права на наружную рекламу и рекламу в Интернете, на публикацию информации о розыгрышах призов, на размещение товарных знаков при спонсировании каких-либо мероприятий (см. вынос). Уже с 1 апреля залы игровых автоматов (всего в Петербурге более 500 таких заведений) не смогут помещать на вывеске слова «игровые автоматы». Взамен, по словам президента Общественного совета по рекламе Петербурга и Ленобласти Сергея Пилатова, предприниматели получили «полную свободу для замены наименований 'игорный зал' или 'зал игровых автоматов'».

Впрочем, предлагаемые пока эвфемизмы «центр досуга» или «зал развлечений» не вызывают энтузиазма ни у представителей бизнеса, ни у контролирующих органов. Госпожа Плошкина не сомневается, что новый закон вызовет «неоднозначные толкования», и обозначила позицию ФАС: антимонопольное ведомство будет руководствоваться понятиями, взятыми из Налогового кодекса и толкового словаря. Из последнего чиновница привела определения здания, строения и сооружения -- на всех этих объектах предприятиям игорного бизнеса реклама запрещена. В этом пункте мнение чиновницы ФАС разошлось с подготовленным юристами Городского центра размещения рекламы (ГЦРР) и комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) информационным письмом, которое допускает возможность установки на казино логотипа заведения.

«Но я могу рекламировать развлекательный центр, не объявляя название расположенного внутри него казино?» -- поинтересовался заместитель гендиректора «Конти-групп» Игорь Бедных. «Можете сколько угодно», -- отреагировала представительница ФАС. Однако возможность размещения товарного знака «Конти-групп» на теннисном турнире St. Petersburg Open госпожа Плошкина отвергла, несмотря на утверждение господина Бедных о том, что группа является совладельцем турнира. По мнению господина Пилатова, не дожидаясь вступления закона в силу, уже в ближайшее время контролирующие органы «пойдут шерстить всех в Питере и Москве», приводя вывески заведений игорного бизнеса в соответствие со своим пониманием новых требований.

Игорный бизнес, в свою очередь, намерен изменять рекламу в соответствии с собственными представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо. Так, сеть «Вулкан» уже подредактировала свои вывески, убрав с них упоминание об игровых автоматах. «Будем ждать судебной практики, -- поделился с Ъ Игорь Бедных. -- По большинству вопросов ответы ФАС невнятны и не несут никакой конкретики. Законодателей раздражало сверкание и сияние, но по каким критериям его оценивать? Одну лампочку можно, а двести -- нельзя? Вместо определения четких правил игры в нашем бизнесе на ближайшие восемь-десять лет новый закон породил только множество новых вопросов». Антимонопольная служба готова к валу судебных разбирательств. «В наших питерских судах почему-то так сложилось, что первую инстанцию мы проигрываем, -- отметила Наталья Плошкина, -- но зато добиваемся своего в судах высших инстанций».

Отметим, впрочем, что все это вряд ли уменьшит количество игорной рекламы на улицах Петербурга. Уже в среду ГЦРР заявил об отсутствии разногласий с ФАС. «Мы будем совместно вырабатывать общие требования, применяемые к игорным заведениям в Петербурге, особенно в случаях размещения товарных знаков. Вопросы же оформления (яркости, размера и дизайна вывесок) будут переданы в ведение КГА», -- пояснил Ъ заместитель директора ГЦРР Николай Подченков. Что и понятно: ежегодные поступления в петербургский бюджет от наружной рекламы игорного бизнеса составляют $1 млн, и город не намерен распрощаться с этими средствами.

 

КоммерсантЪ (С-Петербург)

 

16.02.2006, Пресс-служба

Госзакупки под контролем

 

Как и предполагал "Бизнес" (см. номер от 17 января), контроль за госзакупками в ближайшее время будет передан Федеральной антимонопольной службе. Вчера глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что уже на этой неделе правительство официально назначит его службу контролером за одной из наиболее коррумпированных отраслей экономики, махинации в которой лишь в прошлом году обошлись федеральному бюджету почти в 100 млрд руб.

"На этой неделе мы получим решение правительства о назначении ФАС исполнительным органом по контролю за госзакупками. Нас ждет большое испытание, так как потенциал коррупции в этой сфере колоссален",— заявил вчера Игорь Артемьев.

Как уже сообщал "Бизнес" (см. номер от 21 декабря), передать ФАС функции контроля за распределением госзаказа Минэкономразвития предложило еще в конце прошлого года. Перечень потенциальных полномочий антимонопольной службы весьма внушителен: ФАС может получить право приостанавливать конкурсную процедуру до устранения нарушений и обжаловать решения чиновников в прокуратуре и суде. При этом ФАС будет контролировать конкурсы по госзаказу на основании жалоб, поступивших в территориальные антимонопольные органы, а также проводя выборочные расследования по собственной инициативе.

По словам Игоря Артемьева, особое внимание ФАС планирует уделить госзакупкам, которые проводят естественные монополии. "Если сложить закупки „Газпрома" с закупками РЖД, это превысит все закупки федерального бюджета",— уверен чиновник.

Кроме того, в планах ФАС— ужесточение ответственности для организаторов и исполнителей госзаказа. Глава ФАС предлагает трактовать сговор чиновников и компаний при осуществлении закупок для государственных нужд как создание картеля. Одним словом, речь идет об умышленных согласованных действиях, которые запрещены антимонопольным законодательством. В том случае, если будет доказан факт сговора (создание картеля), чиновникам и участникам рынка грозят не только крупные штрафы, но и лишение свободы сроком на семь лет. Правда, для этого ФАС должна инициировать принятие поправок в статью 178 Уголовного кодекса, предусматривающих уголовное наказание за нарушение антимонопольного законодательства. Эксперты отмечают, что подобная практика давно существует в США и Европе и доказала свою успешность. Таким образом, решение этого вопроса остается за правительством, которое либо поддержит инициативу ФАС, либо внесет свои предложения об ужесточении ответственности за нарушение законодательства о распределении госзаказа.

 

ФАС будет контролировать государственные приобретения

 

Контроль за осуществлением государственных закупок будет полностью передан Федеральной антимонопольной службе (ФАС) на этой неделе, заявил вчера глава ФАС Игорь Артемьев. Ранее большая часть контрольных функций по госзакупкам находилась в МЭРТе, но большой активности в контроле ведомство не проявляло. Господин Артемьев утверждает, что экономический эффект от принятия подобного решения будет исчисляться до $5 млрд — если, разумеется, ФАС удастся контролировать чиновников и их контрагентов эффективно.

"На этой неделе мы ожидаем решение правительства о назначении ФАС уполномоченным органом по контролю всех госзакупок в России",— сообщил вчера глава ФАС Игорь Артемьев. Это, по его словам, составляет около 10% ВВП России. Полномочия ФАС в этой области, о которых сообщил господин Артемьев, выглядят впечатляюще: ФАС получает право проводить плановые и внеплановые проверки госзакупок, приостанавливать конкурсные процедуры госзакупок до устранения выявленных нарушений и при необходимости обращаться в прокуратуру и суд.

Наделение ФАС столь жесткими полномочиями неудивительно — в сфере госзакупок нарушения закона чрезвычайно велики. "Потенциал коррупции в этой области колоссален. Даже по грубым оценкам при минимальных усилиях мы сможем экономить $5 млрд ежегодно, а это стоимость национального проекта " Образование"",— заявил Игорь Артемьев. В 2006 году ожидаемый объем госзакупок из бюджета составит порядка 1,3 трлн руб.

Оптимизм главы ведомства аналитики и специалисты не разделяют. "Это неплохая инициатива и, на мой взгляд, единственно правильная функция ФАС,— говорит старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, основной эксперт комитета СФ по промышленной политике в области антитраста Юрий Кузнецов.— Это единственное, ради чего стоило создавать ФАС: как таковое антимонопольное законодательство — прямой ущерб для экономики, а вот для контроля над деятельностью госорганов работа ФАС может быть эффективной.

Но я не верю, что мера даст желаемый результат — ФАС, скорее всего, будет больше воевать с бизнесом, чем контролировать государство".

"Идея создания некоего органа, который бы противостоял всем остальным группам интересов, имеет резон,— соглашается руководитель лаборатории Института экономики переходного периода Константин Яновский — ФАС по своим функциям и на федеральном, и на региональном уровнях противопоставлена многим ведомствам. Слишком многие хотят заняться госзакупками. Решение по ФАС лучше, чем создание межведомственной комиссии".

Впрочем, в ФАС, несмотря на то что наделение ее новыми полномочиями явно отвлечет ресурсы от старых, ожидают роста эффективности контроля над нарушениями антимонопольного законодательства.

"Если сложить закупки " Газпрома" с закупками РЖД — это превысит все закупки из бюджета РФ",— заявил господин Артемьев и сообщил, что ведомство намерено бороться с созданием государственными монополиями России "закупочных картелей" и подчинить их "общим правилам и требованиям прозрачности".

Отметим, что ранее передачи контроля над госзакупками добивались общественные организации — так, ТПП России, как уже сообщал " Ъ", требует передачи ей функций контроля над госзакупками продовольствия в Минобороны, и вицепремьер Сергей Иванов уже поддержал главу ТПП Евгения Примакова в этом намерении. Скорее всего, после передачи этих функций от Минэкономразвития в ФАС эти планы правительства будут заморожены.

 

15.02.2006,  Пресс-служба

Потребитель увидел в перце Nemiroff водку

 

Вчера комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) признала рекламу Nemiroff ненадлежащей и выдала предписания «Первому каналу» и НТВ о прекращении нарушения закона «О рекламе». По мнению ФАС, рекламный ролик формально указывает на маринованный перец Nemiroff, а фактически служит продвижению алкогольных напитков. Подобное предписание «Первый канал» и НТВ уже получали от МАП в 2003 году. После этого в рекламном ролике появилось изображение банки перца. «Сейчас этот ролик с банкой перца также начал ассоциироваться с водкой,- говорит заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.- Это подтверждается нашими исследованиями». По их результатам, у 63% опрошенных в Российской Федерации данная реклама ассоциируется с водкой. На телеканалах результаты социологических опросов ФАС воспринимают спокойно. «После того как мы получим официальное уведомление ФАС по поводу рекламных роликов Nemiroff, мы предложим рекламодателям скорректировать ролики таким образом, чтобы потребитель четко понимал, о каком товаре идет речь»,- заявил вчера директор общественных связей «Первого канала» Игорь Буренков.

Рекламисты полагают, что «скорректировать» ролики будет несложно. «Есть понятие ''латентная реклама'' - реклама на грани допустимого,- говорит директор по развитию РА ''Рекламный картель'' Владимир Евстафьев,- хороший рекламист всегда придумает, как прорекламировать запрещенный товар».

 

2.02.2006,  ГАЗЕТА

ФАС не считает дальнюю связь естественной монополией

 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может поддержать инициативу о выводе рынка дальней связи из естественномонопольного сегмента, сообщили “Интерфаксу” в ФАС. Необходимость в этом вызвана вступлением в силу с 1 января 2006 года изменений в законодательство, позволяющих другим операторам, кроме ОАО “Ростелеком” выходить на рынок услуг междугородной и международной связи уже 17 российским компаниям. “Рынок услуг дальней связи считается естественномонопольным, тарифы на нем регулируются. Теперь, когда на рынке появляется реальная конкуренция, предстоит процедура вывода его из числа естественных монополий. Вполне возможно, что ФАС будет готова поддержать такую инициативу “Ростелекома”, - заявил “Интерфаксу” замначальника профильного управления ФАС Дмитрий Рутенберг.

24.01.2006 - 08:48 [Urbc.Ru]

С 27 января вступают в действие поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые значительно увеличивают размер штрафов за незаконную рекламу

 

С 27 января вступают в действие поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые значительно увеличивают размер штрафов за незаконную рекламу. Должностным лицам придется платить за нарушения до 200 МРОТ, или 20 000 руб. (вместо 40-50 МРОТ), а компаниям — до 5 000 МРОТ, или 500 000 руб. (вместо 400-500 МРОТ). При этом штрафы будут начисляться за каждое отдельное нарушение, поясняет руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Об этом сообщают «Ведомости».

Например, если в одном номере журнала рекламируются три брэнда крепкого алкоголя, максимальный штраф для издания составит 1,5 млн. руб., поясняет сотрудник ФАС. «Размер штрафа теперь может быть сопоставим с выручкой от всего тиража», — говорит Артемьев. По словам заместителя начальника управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС Сергея Пузыревского, 10-кратное увеличение штрафов сделает незаконное размещение рекламы экономически невыгодным. По словам сотрудника ФАС, многие издательские дома злоупотребляют рекламой крепкого алкоголя — тем более, что штрафы начисляются не за каждое отдельное нарушение, а в совокупности. Директор по корпоративным коммуникациям группы компаний «Союз-Виктан» Сергей Комодский прогнозирует, что с введением новых правил алкоголь будет рекламироваться либо в местах продаж, либо в отраслевых журналах.

По итогам 2004 г. ФАС вынесла 905 постановлений за нарушение рекламного законодательства на общую сумму 14 550 000 руб. 45,9% штрафов выписаны нарушителям общих требований закона (например, когда в печатных СМИ рекламируется крепкий алкоголь), 18% – за недобросовестную, неэтичную рекламу, еще 9,4% – за размещение рекламы в неположенном месте, 2,6% – за нарушения при рекламировании страховых и финансовых услуг, 1,2% – за незаконную рекламу на телевидении (например, с помощью зонтичных брэндов). По итогам I полугодия 2005 г. вынесено 432 постановления.

 

При полном или частичном использовании материалов ссылка на УФАС России обязательна.